История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Парис известен своей ключевой ролью в легендарной Троянской войне, конфликте эпических масштабов, развернувшемся между армиями Греции и городом Троя. Его репутацию романтического героя часто связывают с похищением Елены, славившейся своей необыкновенной красотой. Из-за негативных последствий своих действий Парис по сей день остаётся противоречивой фигурой, чьи мотивы и выбор продолжают интриговать как учёных, так и обычных людей. Одни считают его жертвой, одержимой любовью, а другие видят в нём эгоистичного и безответственного человека, принёсшего неизмеримый вред своей семье и городу.


Ранние годы


Отчаяние Гекубы, Жан-Франсуа Пьер Пейрон. \ Фото: en.wikipedia.org.

Отчаяние Гекубы, Жан-Франсуа Пьер Пейрон. \ Фото: en.wikipedia.org.


Парис родился у царя Трои Приама и царицы Гекубы. Говорили, что Гекубе приснился вещий сон, предсказывающий, будто её сын приведёт к падению Трои. Это побудило Приама обратиться к провидцу Эзаку, который посоветовал убить ребёнка, но царь так и не смог заставить себя причинить вред собственному сыну и вместо этого бросил его на горе Ида. Парис был воспитан пастухами, которые назвали его Александром. Мальчик с ранних лет проявлял природные способности к музыке, поэзии, стрельбе из лука и охоте, а также был известен своей красотой и харизмой. Узнав о своём царском происхождении, он вернулся в Трою, чтобы занять принадлежащее ему по праву место принца. Там он соревновался в играх с другими сыновьями Приама и выиграл приз за своё мастерство в стрельбе из лука. Эта победа положила начало стремлению молодого человека к славе.

Слева направо: Парис - в древнегреческом эпосе сын троянской царской четы Приама и Гекубы, виновник развязывания Троянской войны. \ Панно: Приам и Гекуба, начало XV века.

Слева направо: Парис - в древнегреческом эпосе сын троянской царской четы Приама и Гекубы, виновник развязывания Троянской войны. \ Панно: Приам и Гекуба, начало XV века.

Энона


Слева направо: Энона и Парис. \ Энона - первая жена Париса, с которой он долго и счастливо жил на горе Иде.

Слева направо: Энона и Парис. \ Энона - первая жена Париса, с которой он долго и счастливо жил на горе Иде.


Энона была нимфой, жившей в лесах близ горы Ида, где родился и вырос Парис. Говорили, что она и троянский наследник были влюблены друг в друга и поженились на тайной церемонии. Но Парис отказался от Эноны, чтобы потребовать Елену в качестве своего приза в Спарте. Согласно одной из версий мифа после того, как Парис был смертельно ранен стрелой Филоктета, он умолял Энону, которая была искусна в искусстве врачевания, помочь ему. Но преданная и обиженная девушка отказалась исцелить его.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как боги людей дурачили и другие увлекательные «сказки для взрослых» из Древней Греции >>

Суд Париса


Суд Париса, Сандро Боттичелли.

Суд Париса, Сандро Боттичелли.


Мифологическая известность Париса началась со свадьбы Пелея и Фетиды, на которую были приглашены все боги и богини, кроме Эриды, богини раздора. Разгневанная таким поступком, она бросила золотое яблоко на празднество с надписью «для прекраснейшей». Это вызвало ожесточённый спор между тремя самыми могущественными богинями — Герой, Афиной и Афродитой, каждая из которых претендовала на яблоко для себя. Богини обратились к Зевсу с просьбой разрешить конфликт, но он отказался вмешиваться, вместо этого предложив Парису, известному своей красотой, принять решение. Богини предлагали ему щедрые взятки в обмен на его благосклонность. Афина пообещала ему мудрость и мастерство в бою, Гера предложила землю и богатство, а Афродита предложила ему любовь самой красивой женщины в мире, Елены Спартанской. Парис, будучи отъявленным бабником, выбрал взятку, предложенную Афродитой, вызвав гнев Геры и Афины. Неудивительно, что история «Суда Париса» была изображена в искусстве и литературе на протяжении веков, оставаясь одной из самых известных сказок в греческой мифологии.

Елена


Похищение Елены Парисом, Гэвин Гамильтон, 1784 год. \ Фото: wikipedia.org.

Похищение Елены Парисом, Гэвин Гамильтон, 1784 год. \ Фото: wikipedia.org.


Таким образом, Парис отправился с миссией в Спарту в качестве гостя царя Менелая, чтобы вернуть его жену Елену. Способ, которым Парис похитил Елену, остаётся предметом дискуссий. Некоторые источники предполагают, что Парису удалось проникнуть в покои Елены, убедив её сбежать с ним, в то время как другие утверждают, что он применил силу, дабы забрать её из дворца. Независимо от точного метода, этот акт был нарушением статуса Елены как замужней женщины и существенным нарушением дипломатических норм того времени. Царь Менелай, возмущённый оскорблением его чести, призвал своих союзников помочь ему организовать экспедицию, чтобы вернуть супругу и наказать виновных в её похищении. Это привело к десятилетней Троянской войне, в ходе которой армии Греции столкнулись с армиями Трои в монументальной борьбе за честь и месть.

Парис: образы


Похищение Елены, Якопо Робусти, более известный как Тинторетто, около 1578 года. \ Фото: wikipedia.org.

Похищение Елены, Якопо Робусти, более известный как Тинторетто, около 1578 года. \ Фото: wikipedia.org.


С одной стороны, Парис из «Илиады» Гомера изображён как красивый и обаятельный молодой человек, движимый любовью к Елене и верой в то, что ей суждено принадлежать ему. Несмотря на свой статус мифологического героя, он в первую очередь изображается как трусливый и неопытный воин, который часто уклонялся от боя и полагался на защиту других. Примечательно, что ключевым эпизодом «Илиады» является ссора между Парисом и Менелаем. Битва между молодым человеком и царём изображена как борьба, где каждый воин демонстрирует свои боевые навыки и стратегическую проницательность. Менелай, превосходный воин, одерживает победу, и, когда битва достигает своего апогея, он готовится нанести смертельный удар Парису. Но вмешивается богиня Афродита, уводящая Париса с поля боя и благополучно возвращающая его в Трою. Таким образом, бой прерывается, в результате чего Менелай чувствует себя обманутым в своей мести и усиливает растущее напряжение между двумя сторонами. Этот эпизод служит для того, чтобы изобразить спартанского царя образцом греческой чести и доблести, в то время как Парису недостает мужества.

Похищение Елены, потолочная фреска, середина XVIII века. \ Фото: en.wikipedia.org.

Похищение Елены, потолочная фреска, середина XVIII века. \ Фото: en.wikipedia.org.


«Илиада» также фокусируется на способности Париса поражать своих врагов на расстоянии с помощью лука и стрел. Это умение значительно проявилось в книге 11, когда он возвращается на поле боя после периода трусости и поворачивает ход войны в пользу троянцев, ранив многих греческих воинов, включая героя Диомеда. Его навыки в стрельбе из лука также усиливают определённые черты собственного характера, особенно тщеславие и трусость. Его предпочтение дальнобойному оружию способствовало недостатку у него храбрости, поскольку он не желал вступать в рукопашный бой в отличие от других воинов. Кроме того, чрезмерное самолюбование Париса и хвастовство своими способностями усугубляют негативное описание его характера. Троянский царевич также изображён эгоистичным и безответственным, заинтересованным в собственном удовольствии, а не в благополучии своего народа. После того как поединок Париса с Менелаем заканчивается безрезультатно из-за вмешательства Афродиты, Гектор — отважный брат Париса — находит его бездельничающим в своих покоях с Еленой. Гектор ругает Париса за то, что он уклонился от своих обязанностей принца Трои и спровоцировал Троянскую войну, похитив супругу царя Менелая. Он просит вернуть Елену грекам, чтобы положить конец войне. Отношения между двумя братьями становятся всё более напряжёнными по мере того, как война затягивается, а действия Париса приводят к плачевным последствиям.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как Афродита помогала людям в своих корыстных целях: Малоизвестные факты о коварной богине >>

Падение Париса


Парис принимает Гермеса, который ведет Афину, Геру и Афродиту. Роспись на терракотовых панелях, 560-550 годы до нашей эры.

Парис принимает Гермеса, который ведет Афину, Геру и Афродиту. Роспись на терракотовых панелях, 560-550 годы до нашей эры.


Известно, что Ахиллес, величайший воин греческой армии, был убит стрелой в пятку, его единственное уязвимое место, выпущенной ни кем иным, как Парисом. По иронии судьбы, независимо от его мастерства в обращении с луком и стрелами, в конечном счёте именно это оружие привело к падению Париса. Несмотря на то, что подробности его смерти подробно не описаны в «Илиаде», предполагается, что он погиб в последней битве за Трою.

Гектор упрекает Париса за его мягкость и призывает идти на войну, Иоганн Тишбейн, 1786 год. \ Фото: en.wikipedia.org.

Гектор упрекает Париса за его мягкость и призывает идти на войну, Иоганн Тишбейн, 1786 год. \ Фото: en.wikipedia.org.


Однако в более поздних версиях мифа обстоятельства его смерти раскрываются более подробно, поскольку он был убит Филоктетом. Во время путешествия в Трою греческий герой первоначально был брошен на острове Лемнос из-за гноящейся раны, нанесённой змеей. Филоктет провёл десять лет в изоляции на Лемносе, прежде чем был спасён греческим героем Неоптолемом, которого послали за луком Геракла, чтобы положить конец Троянской войне. С помощью Филоктета греки смогли выиграть войну, причём его роль в убийстве троянского царевича была особенно значимой.

Наследие


Орландо Блум в образе Париса, кадр из фильма Троя. \ Фото: i.pinimg.com.

Орландо Блум в образе Париса, кадр из фильма Троя. \ Фото: i.pinimg.com.


Парис продолжает оставаться известной и фигурой в современной культуре, вдохновляя не только поэтов и художников, а и кинематографистов. Питер Пауль Рубенс, один из самых выдающихся художников эпохи барокко, был очарован историей Страшного суда над Парисом и неоднократно рисовал этот сюжет. Его изображение 1638 года, хранящееся в Музее Прадо в Мадриде, является одним из самых известных изображений этой сказки. Самый известный современный образ - в фильме «Троя», где его играет актёр Орландо Блум; фильм романтизирует историю принца, изображая его как отзывчивого персонажа, движимого любовью к Елене. Напротив, в пьесе Уильяма Шекспира «Троил и Крессида» Парис изображён как эгоцентричный и легкомысленный человек, чья озабоченность своей внешностью и репутацией любовника перевешивает его заботу о своём доме.

Любовь - любовью, а развлечения никто не отменял. В следующей статье читайте о том, как древние греки проводили свой досуг и почему Античный театр пользовался такой популярностью.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








4117
29.10.2023 20:51
В закладки
Версия для печати




Смотрите также