Архитектура   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен


+1 0
0
-1 0





Однажды в студию молодого, но уже прославленного финского архитектора пришла работать девушка, мечтавшая осчастливить человечество… Так началась одна история любви, которая буквально изменила мир. В годы, когда архитекторы соревновались в минимализме и спорили об авторстве мебели из стальных трубок, а мировые державы пытались поставить дизайнеров на службу идеологии, Алвар и Айно Аалто создавали красоту и уют…


Мебель супругов Аалто.

Мебель супругов Аалто.


Финляндия, конечно, не Скандинавия, но вышло так, что именно финны стали первыми воплотителями тех идей, за которые мы так ценим скандинавский дизайн. Впоследствии знаменитые скандинавские дизайнеры в один голос твердили, что вдохновили их именно Аалто. Они были, наряду с Френком Ллойдом Райтом, редкими сторонниками органического стиля в архитектуре, хотя большинство архитекторов стремились к функционализму – сухому, рациональному, с белыми поверхностями и ленточным остеклением. В мире стеклянных небоскребов сторонники чувственной, сложной архитектуры, вписанной в окружающий ландшафт, были почти что «белыми воронами».
Оба они, Алвар и Айно, появились на свет зимой – суровой финской зимой. Ему было суждено пережить ее почти на три десятка лет. Но пока ему двадцать шесть, он выпускник Политехнического института в Гельсингфорсе, он построил по своему проекту деревянный дом для родителей и открыл свою студию . «Алвар Аалто, архитектор и монументальный художник» - гласит вывеска. Именно здесь решила искать работу выпускница Политехнического института в Хельсинки с дипломом архитектора Айно Марсио, которой суждено было стать его женой, соратницей и соавтором.

Туберкулезный санаторий.

Туберкулезный санаторий.


Первой их крупной совместной работой стала постройка и интерьеры туберкулезного санатория «Паймио». В 1930-е годы еще существовала функционалистская идея «дом – машина для жилья», которая не особенно нравилась чете Аалто, а уж применительно к такому проекту звучала и вовсе кощунственно. Туберкулезный санаторий стал манифестом органического дизайна. Все в нем было направлено не на удешевление строительства и рациональное использование пространства, а на улучшение душевного и физического состояния людей. Вокруг санатория – сосны. Интерьер наполнен светом – окна спроектированы настолько большими, насколько это вообще возможно. Просторные балконы позволяют принимать солнечные ванны – Айно спроектировала для этих целей специальные шезлонги. В санатории есть даже зал для медитаций – ведь психологический настрой немаловажен для выздоровления. Никаких острых углов и холодных поверхностей! Уже там Аалто начинают использовать гнутую фанеру и переплетения, основываясь на технологиях традиционных финских ремесел. Они проработали там все до мелочей, включая емкости для сбора анализов. Алвар считал, что здание – не «машина», а произведение искусства, в котором каждая деталь должна быть создана благодаря вдохновению.

Интерьер библиотеки в Выборге.

Интерьер библиотеки в Выборге.


Аалто строили и в России. Постройка библиотеки в Выборге была сопряжена с немалым количеством трудностей- даже местные жители были не в восторге и бурно протестовали. Однако в 1935 году библиотека была открыта для посетителей – море света, книги, поднимающиеся на лифте на открытый балкон, революционные формы и потрясающая акустика…
Собственный дом Алвара и Айно сочетает в себе модернизм и некую сказочность.

Фрагменты собственного дома супругов Аалто.

Фрагменты собственного дома супругов Аалто.


Пару, чье предприятие теперь называлось Artek (сооснователями стали Майре Гуллихсен и ее муж Гарри), чествовали на многих выставках, биеннале и триеннале. Всеобщий восторг вызывали волнообразные, навеянные образом кругов на воде, сервизы Айно и изящно сконструированные табуреты и стулья Алвара. В 1937 году Artek представляли свои работы на Всемирной выставке в Париже, в финском павильоне, который они же спроектировали и оформили. Эта выставка отличалась от предыдущих – гигантские павильоны мировых держав, статуи-колоссы, огромные гербы – орел со свастикой, серп и молот… И на фоне этой битвы чудовищ павильон, спроектированный Аалто, был островком уюта. Айно придавала большое значение влиянию природы на человека, а потому в павильоне были живые растения. Натуральные материалы – особенно Алвар любил березу, напоминавшую ему о родной Финляндии, запах древесины, простая, приятная на ощупь мебель… В преддверии Второй мировой проекты Аалто стали обещанием лучшего мира.

Светильник ресторана Савой и знаменитый табурет, спроектированый Алваром Аалто.

Светильник ресторана Савой и знаменитый табурет, спроектированый Алваром Аалто.


Стеклянная посуда Айно Аалто.

Стеклянная посуда Айно Аалто.


В число других шедевров входит ресторан «Савой» и вилла для семьи Гуллихсен, чья поддержка оказала огромное влияние на работу Аалто.
Аалто работали и в США, где в 1948 году был построен необычный корпус студенческое общежитие Массачусетского технологического института. В этом институте Алвар читал лекции.На первый взгляд общежитие выглядит весьма брутальным – множество этажей, красный кирпич… Но его волнообразная форма говорит о том, что архитектор ни на секунду не забывал о своих принципах. Здание тянется вдоль реки и органично вписывается в ландшафт, а из его окон студенты могли наблюдать прекрасные виды.

Студенческое общежитие Массачусетского технологического института.

Студенческое общежитие Массачусетского технологического института.


В 1949 году Айно не стало, ей не было и пятидесяти пяти. Алвар вернулся в Финляндию. Вскоре он нашел утешение в работе и сотрудничестве с талантливой женщиной-архитектором Элиссой Мякиниеми… Они поженились спустя три года его вдовства. Как и у Ле Корбьюзье, поздний период творчества Алвара Аалто был в каком-то смысле титаническим. Музей современного искусства в Ольборге, напоминающий зиккурат, дворец «Финляндия» с очертаниями заснеженной горы, церковь Риола в Вергато с ее фантастическими сводами…

Дворец Финляндия.

Дворец Финляндия.


Церковь Риола в Вергато.

Церковь Риола в Вергато.


Интерьер церкви в Вергато.

Интерьер церкви в Вергато.


Алвар и Айно Аалто совершили переворот в дизайне, вернув в дизайн его главного адресата – человека и постаравшись преодолеть катастрофический разрыв между человеком и природой. Фирма Artek существует и сейчас, проекты дизайнеров продолжают перевыпускаться. Сегодня юристы фирмы озабочены охраной наследия четы Аалто – например, некоторые продукты ИКЕА копируют не только форму, но и конструкцию, и технологии, разработанные Аалто. Но – такова судьба всех великих.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







3768
4.04.2020 20:26
В закладки
Версия для печати




Смотрите также