История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Кроме матриц с христианской символикой, на период от конца X века находят матрицы различной тематики, отражающие как двоеверие, так и влияние Византии и западной Европы на культурную жизнь древнерусского общества. Эти матрицы выполнены, как правило, на высоком художественном и профессиональном уровне и представляют собой выдающиеся образцы прикладного искусства.


Продолжение статьи Древнерусские ювелирные матрицы с изображением Христа, Богородицы, христианских святых и праздничных сюжетов.

Обретая государственность, Древняя Русь вливалась в общий культурный круг Византийской империи и других государств Европы, находящихся под влиянием культуры величайшей империи средневековья. На протяжении многих столетий культура Римской империи, впитавшей в себя культуры разных народов, оказывала влияние на своих ближайших и дальних соседей. Иногда это было влияние уже переработанных другими народами образцов римской культуры.

Славяне не были исключением и учитывая развитие их культуры со времени великого переселения народов, многие образы римской культуры были ими хорошо усвоены и адаптированы к нуждам славянской культурной традиции. Поэтому в период двоеверия, после принятия христианства, наблюдается большое сходство символических образов, как в образцах византийского христианского искусства, так и в символике славянской языческой религии.

Древнерусская ювелирная матрица с изображением грифонов, 11-13 вв.

Древнерусская ювелирная матрица с изображением грифонов, 11-13 вв.


Изготовление изделий с помощью матриц и пуансонов очень древнее изобретение ремесленников. Такой способ производства позволял создавать однотипные изделия в довольно большом количестве, что обеспечивало потребности членов общества.

Наряду с чеканкой и гравировкой, еще более древними способами создания украшений, матрицы были основными средствами производства для множества мастеров - ремесленников различных народов древности. Конечно особые заказы власть имущих выполнялись ювелирами индивидуально, но и ювелиры использовали матрицы. Таким образом изобретение матриц стало первым шагом к созданию массового искусства. Особенно широко матрицы использовались для работ в технике басмы (в переводе с турецкого басма означает оттиск). Басма это ручное тиснение на тонком листовом металле. Главным в этом процессе была матрица, она могла иметь выпуклый рельеф или вогнутое изображение различной глубины в пластинке металла. Основным металлом для отливки матриц в древности была бронза. Сплав был достаточно прочен и выдерживал большое количество выколоток. Материалом, через который производилась выколотка изображений был свинец, пластичный, легкоплавкий, он позволял много раз его использовать при чеканке. В отсутствии свинца использовалась и толстая кожа, особенно у кочевых и полукочевых народов, и мягкое дерево. Продавливали рисунок и при помощи костяных палочек.

При использовании матрицы, наиболее четкое изображение получалось с внутренней стороны изделия и поэтому, в некоторых случаях, мастера применяли дополнительную прочеканку лицевой стороны.

Древнерусская матрица со сценой терзания Грифоном своей жертвы - тельца, 11-13 вв.

Древнерусская матрица со сценой терзания Грифоном своей жертвы - тельца, 11-13 вв.


Говоря об использовании матриц древними мастерами, нельзя обойти вниманием и тему литых предметов, тем более, что мастермоделью для формовки при литье довольно часто служили матрицы изделий. Но существовал и особый способ изготовления, при котором форма изделия вырезалась в мягком камне и даже дереве.

Приведу цитату из прекрасно аргументированного исследования Н. В. Рындиной «Технология производства новгородских ювелиров X-XV вв.»: «До XII в. литье в каменные формы применялось редко. Самая ранняя форма новгородской коллекции относится к концу XI - началу XII вв. Это односторонняя форма для литья конусовидных пуговиц. Как показывает новгородская стратиграфия, с XII в. количество каменных форм возрастает. Появляются формы для отливки объемных вещей со сложной орнаментацией (перстни, бусы, височные кольца). Для более плотного соединения створок формы начинают применять свинцовые штифты, укреплявшиеся в углублениях смежных створок. Это значительно улучшило качество отливок. Особенным мастерством и тонкостью исполнения выделяются трех - и четырехсоставные формы, служившие для литья «на выплеск».

Особый интерес для истории древнерусского литья представляет створка деревянной формы, найденная в слое XIII в. Это полуцилиндрический брусок размерами 95х34х17 мм. На плоской стороне бруска прорезаны два одинаковых углубления, служивших для отливки бляшек в виде четырехлепестковых цветов с полушарной выпуклостью в центре. Одно из них сохранилось целиком, лепестки другого повреждены, так как один край формы обломан. К каждому из углублений со стороны полукруглой грани формы подведен короткий, широкий литник.

Древнеруская ювеоирная матрица 11-13 вв. с изображением хищной двуглавой птицы.

Древнеруская ювеоирная матрица 11-13 вв. с изображением хищной двуглавой птицы.


Наличие литника убеждает нас в том, что форма была двухстворчатой. Моделирование подтвердило возможность отливки в деревянных формах изделий из оловянно-свинцовых сплавов с невысокой температурой плавления. Происходящее при заливании металла незначительное обугливание стенок формы не препятствует литью.

Полностью устранить обугливание удалось нанесением на стенки формы растворенного воде порошка мела. Хорошие результаты дало пропитывание стенок формы растительным маслом. И в том, и в другом случае форма прекрасно выдерживала многократное соприкосновение с расплавленным металлом». Следует добавить, что ещё в начале XX века, на русском севере, деревенские мастералитейщики отливали маленькие иконки и кресты для продажи на ярмарках или разносчиками - офенями, используя очень твердую сердцевину гриба-паразита (трутовика) живущего на деревьях (в
основном березового трутовика) по очень простой технологии.

Срезанный гриб распиливали на две половинки, вываривали, и в размягченные части вкладывали матрицу-образец. После этого, створки очень плотно сжимали, чтобы получился четкий оттиск, и сушили в печи по особой технологии. Готовая форма позволяла сделать несколько десятков отливок хорошего качества из легкоплавкой латуни, с температурой плавления гораздо выше, чем у оловянно-свинцовых сплавов. Конечно у каждого мастера были свои секреты, передававшиеся из поколения в поколение.

Каменные полуформы для изготовления лунниц, 11-13 вв.

Каменные полуформы для изготовления лунниц, 11-13 вв.


Изготовленные ювелирами уникальные, штучные предметы иногда копировались с помощью матриц. Недостатком изделий отлитых по оттиску в глиняной массе, является не четкое, смазанное изображение деталей. Другое дело оттиск в воске. К примеру, оттиск готовой лунницы можно было сделать в восковой пластине с последующей правкой рисунка. Получившееся вогнутое изображение на восковой пластине, с прикрепленным литником, отливалось в медном сплаве, с потерей восковой модели и получалась готовая матрица. Теперь мастер мог выколотить лицевую сторону лунницы. Но этот, достаточно трудоемкий, процесс был оправдан только тогда, когда мастер изготавливал пустотелые изделия из драгоценных металлов. Для литья в медно или оловянисто-свинцовом сплаве мастера предпочитали использовать каменные формы с вырезанным рисунком (А, Б). Безусловно эти изделия литейщиков выглядели грубовато по сравнению с замечательными произведениями мастеров - ювелиров.

Древнерусская матрица с изображением полета Александра Македонского. Материал: медный сплав. Диаметр 48 мм. Известна в двух экземплярах. Первый найден при раскопках в Старой Рязани, Россия. Второй найден на Подоле в Киеве, Украина.

Древнерусская матрица с изображением полета Александра Македонского. Материал: медный сплав. Диаметр 48 мм. Известна в двух экземплярах. Первый найден при раскопках в Старой Рязани, Россия. Второй найден на Подоле в Киеве, Украина.


Прекрасным примером могут служить найденные в разных регионах древней Руси две однотипные матрицы с изображением мифического полета царя Александра Македонского на небо.

Следует подчеркнуть, что хорошая отливка, близкая к оригиналу, могла служить мастеру в качестве матрицы или мастер-модели для последующего копирования изделия.

Виды древнерусских ювелирных матриц с изображением зверей, птиц и мифических существ



Древнерусские ювелирные матрицы, 11-13 вв.

Древнерусские ювелирные матрицы, 11-13 вв.



Древнерусские ювелирные матрицы, 11-13 вв.

Древнерусские ювелирные матрицы, 11-13 вв.



Древнерусские ювелирные матрицы, 11-13 вв.

Древнерусские ювелирные матрицы, 11-13 вв.



Древнерусские ювелирные матрицы, 11-13 вв.

Древнерусские ювелирные матрицы, 11-13 вв.



Древнерусские ювелирные матрицы, 11-13 вв.

Древнерусские ювелирные матрицы, 11-13 вв.




Набор матриц XII - XIII вв. для выколотки поясных накладок с изображением птицы Сирин и Семаргла



Интересная находка была сделана на территории Украины. Один из предметов это матрица для выколотки поясных накладок. Одновременно были найдены еще два сегмента поясных накладок соединенные между собой окислами. При реконструкции возможного вида находок выяснилось, что символика предметов соответствует символике древней Руси XII - XIII вв.

Древнерусская матрица для выколотки поясных накладок с изображением птицы Сирин и Семаргла, 11-13 вв.

Древнерусская матрица для выколотки поясных накладок с изображением птицы Сирин и Семаргла, 11-13 вв.


Однако сама форма поясных накладок характерна для так называемых «поясов шляхтичей» XVII века. Когда появились
пояса с накладками такой формы мне выяснить не удалось. На матрице изображены: Сирен дева - птица и Симаргл (А). На второй накладке сюжет «Две птицы у Древа Жизни». Круглая наладка сильно повреждена коррозией.

Набор матриц XII - XIII вв. для выколотки поясных накладок.

Набор матриц XII - XIII вв. для выколотки поясных накладок.


Матрица с изображением Уробороса



Последняя из представляемых матриц заслуживает отдельного разговора, так-как на ней запечатлен образ Уробороса - так называли этого зверя древние греки. На протяжении всей истории человечества этот образ изменялся, трансформировался, приобретал или терял те, или иные, черты, но неизменным у всех народов оставалось мнение, что этот древний змей представляет цикличность всех процессов происходящих во Вселенной, начало и конец, смерть и зарождение новой жизни.

Матрица с изображением рогатого зверя,  кусающего свой хвост. Диаметр 61 мм. Датировка 11-13 вв.

Матрица с изображением рогатого зверя, кусающего свой хвост. Диаметр 61 мм. Датировка 11-13 вв.


Впервые начертив круг древний человек понял, что двигаться по этому пути можно бесконечно, каждый раз возвращаясь на начальную точку. Изображения уробороса, разных исторических периодов, найдены от Центральной Сибири и Прикамья, до Полоцка. Найдены они и на Дальнем Востоке.




Многие поздние образы сакрального зверя впитали в себя некоторые черты и функции древнего Уробороса. Это и славянский бог Ящер, и Симаргл - хранитель Древа Жизни. Учитывая время и место бытования этой матрицы можно сказать, что воспринимался этот зверь, скорее всего, как Симаргл. Рассказывая о производстве украшений мы не рассматриваем весь круг использования образов символических животных, птиц и растений широко бытовавший в то время. А ведь эта символика присутствовала практически на всех предметах используемых человеком. Это были предметы быта, одежды, оружие, конская упряжь, сам дом где жил человек обязательно украшался символикой оберегов-защитников.

Изображение зверя о котором идет речь помещали даже на кистень - универсальное оружие для всего населения (А). Кстати, помещали на кистень изображения и других защитников, «Зверя лютого» - льва (Б), священной птицы - сокола Рарога (В).

Древнерусские кистени, 11-13 вв.

Древнерусские кистени, 11-13 вв.


На представленной матрице есть интересные детали в изображении зверя, о которых нужно поговорить подробнее. Первая деталь это хвост зверя завитый в три кольца. Эти кольца олицетворяют собой представления людей о существовании трех миров реальности: Верхнего - мира богов; Среднего - мира где живет человек и Нижнего - мира умерших предков. Такое же строение мира мы видим и на матрице с богом Родом найденной в Черниговской области Украины.

Кстати, расположенные рядом три выпуклые точки на лунницах ранних славян и более позднего периода, так же олицетворяют собой триединство мира. Не даром этот древний знак - «три точки в круге» выбрал Николай Рерих для своего «пакта». Такое разделение миров является древнейшим представлением об устройстве Вселенной практически у
всех народов древности. Второй интересной деталью являются рога зверя.

Далеко не на всех изображениях подобного рода есть такая точная детализация. Характерная точка, общепринятый солярный символ, расположенная по центру полумесяца рогов, ясно указывает, что это символы Луны и Солнца. Рога в древней символике, это одновременно и солярный, и лунный символ, входящий в атрибутику и богов Солнца, и богов Луны. Именно эти небесные тела, как корона, украшают голову Уробороса - Симаргла на редставленной матрице.

Стилистика исполнения самого рисунка на матрице говорит об определенном влиянии сасанидского искусства. Довольно массивная матрица с изображением Уробороса - Симаргла (В) очевидно служила мастер - моделью для изготовления подвесок методом литья. На это указывают характерные следы оставшиеся от подготовки восковой формы для крепления
оглавия - ушка для ношения подвески. Круговой «палочный» орнамент стерт в месте крепления оглавия. Очевидно, что на матрице - оригинале, с которой и сделана данная отливка, этот орнамент соединялся.

Древнерусские матрицы для изготовления икон-змеевиков



Конечно нельзя обойти вниманием и тему таинственных «иконок-змеевиков». Оригинальные матрицы для их производства автору неизвестны. Если таковые и были, то они использовались для изготовления единичных вещей из драгоценных металлов. А уже с этих изделий, оттиснутые и доработанные в воске, отливались матрицы более широкого применения. Конечно существовали и каменные, резные формы для отливки этих иконок.

Древнерусская иконка-змеевик 11-13 вв.

Древнерусская иконка-змеевик 11-13 вв.


Следует отметить, что несмотря на редкость, найдено достаточно большое количество змеевиков отлитых в бронзе, хотя и известны змеевики, вырезанные из камня. Конечно, чем дальше от оригинала, тем хуже были отливки, что прослеживается по подъёмному материалу.

Половина формы для отливки подвесной иконы - «змеевика». Сторона композиции со змеями и заклинательной надписью. Размеры: 72x53 мм. Время 11-13 вв.

Половина формы для отливки подвесной иконы - «змеевика». Сторона композиции со змеями и заклинательной надписью. Размеры: 72x53 мм. Время 11-13 вв.


Завершая рассказ о матрицах для производства украшений средневековыми ремесленниками, следует сказать и о том, что сами условия нахождения матриц в земле в течении многих столетий преподносят находчикам сюрпризы, порой приятные, когда состав почвы способствует отличной сохранности предметов, и не очень приятные, когда окислы губят уникальные вещи. Еще печальнее когда хорошо сохранившийся артефакт поврежден сельскохозяйственной техникой, а такие повреждения носят массовый характер.

Автор: А.Н. Спасённых

Рекомендовано к просмотру:


- Древнерусские ювелирные матрицы с изображением Христа, Богородицы, христианских святых и праздничных сюжетов
- Какими были древнерусские женские головные уборы с рясами и колтами
- Русские сказки на поясных пряжках 17-18 веков: Индрик зверь, Китоврас - Полкан, птица Сирин, Алконост
- Таинственные иконки-змеевики: О происхождении змеевидных композиций на Древнерусских образках
- Русские иконки-привески XI–XVI вв. с изображением Богоматери
- Русские иконки-привески XI–XVI вв. с изображением Христа
- Стеклянные иконки-литики на территории СССР и России
- Техника эгломизе по-русски: Новгородские наперсные иконы XV века с изображениями «под хрусталями»
- Редкие нательные кресты XV - XVI вв. с изображением Иисуса Христа и избранных святых
- Нательные килевидные кресты XV - XVI веков с образом Богородицы, Иисуса Христа и избранных святых
- Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








16630
4.10.2019 03:26
В закладки
Версия для печати




Смотрите также