История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 3
+3
-1 0
Разное    



Для русских людей пояс был не просто функциональным предметом гардероба, но и сильным оберегом, заключающим своего владельца в символический защитный круг. Считалось, что правильно опоясанному человеку нечистая сила не сможет принести никакого вреда. От того большое внимание уделялось поясным пряжкам, с помощью которых пояс замыкался и размыкался.


Кроме того в русском обществе всегда был важен статус человека, а значит большое внимание уделялось надлежащим статусу атрибутам. Одним из таких атрибутов являлся пояс с прягой, которую всегда было видно поверх одежды. Чем красивее и богаче пряга, тем выше статус ее владельца. Оттого сегодня русские поясные пряжки 17-18 веков являют собой большой и малоизученный пласт в русской истории и культуре. В первой части мы уже рассказывали о том, откуда пошли поясные пряжки на Руси и как их носили. В этом материале мы расскажем о некоторых сказочных сюжетах на них.

Зверь лютый - лев


В символизме льва заключены многие качества, привлекающие мужчин, выбравших военную стезю. В глазах людей лев - зверь с неудержимой силой и энергией, в то же время сдержанный и независимый.

Чернильницы 17-18 вв с изображением лютого зверя.

Чернильницы 17-18 вв с изображением лютого зверя.


Это существо, неудержимое в бою, всегда упорно и последовательно приходит к победе. Зверь лютый, изображен и на чернильнице (А).
Реконструкция русских поясных пряжек 17-18 вв с изображением лютого зверя.

Реконструкция русских поясных пряжек 17-18 вв с изображением лютого зверя.

Реконструкция русских поясных пряжек 17-18 вв с изображением лютого зверя.

Реконструкция русских поясных пряжек 17-18 вв с изображением лютого зверя.

Реконструкция русских поясных пряжек 17-18 вв с изображением лютого зверя.

Реконструкция русских поясных пряжек 17-18 вв с изображением лютого зверя.

Реконструкция русских поясных пряжек 17-18 вв с изображением лютого зверя.

Реконструкция русских поясных пряжек 17-18 вв с изображением лютого зверя.

Ременное окончание (А) и схематичное изображение льва на подвижном замке пряжки (Б). Уникальный образец изображения льва на пряжке, он очень похож на резные изображения львов на фронтонах древнерусских соборов (В).

Ременное окончание (А) и схематичное изображение льва на подвижном замке пряжки (Б). Уникальный образец изображения льва на пряжке, он очень похож на резные изображения львов на фронтонах древнерусских соборов (В).


Дополнительные детали пояса
Образ «Лютого зверя» - льва, широко использовался при изготовлении украшающих пояса накладок. До нашего времени дошла традиция подобных украшений, портупеи офицерских кортиков украшаются подобными накладками.

Ременные накладки - «Зерь лютый».

Ременные накладки - «Зерь лютый».




Интересным примером является рисунок на пряжке для крепления ремней подвеса. Стоящий воин с мечом в левой руке и ножнами в правой (А), является измененным зеркальным отражением рисунка архангела Михаила на нательных и наперсных крестах XV - XVI веков (Б).

Индрик зверь - Единорог


В «Азбуковниках» из России ХVI – ХVІІ веков индрик-зверь был показан непобедимым ужасным зверем, больше напоминающем змея, вся сила которого заключалась внутри единственного рога: «Индрик-зверь имеет на голове могучий и большой рог, ужасный и непобедимый; без рога же он не бывает в силе».

Пряжки с изображением Единорога. С надписью - IНДIPКЪ SВhРЬ - (А),без надписи (Б). Изображение единорога на чернильнице XVII века (В).

Пряжки с изображением Единорога. С надписью - IНДIPКЪ SВhРЬ - (А),без надписи (Б). Изображение единорога на чернильнице XVII века (В).


Как и многие сказочные существа он представляет собой соединенный образ двух разных мифических существ - живущего под землей чудовища с одним рогом, представление о котором сложилось от находок в земле бивней мамонта и многовековой традиции Европы с представлением об этом звере как олене с рогом во лбу и конской гривой. Единорог считался символом силы и непорочности, а изловить его была способна лишь девственница.

Реконструкция пряжек - «Единорог».

Реконструкция пряжек - «Единорог».


В символике изображений на пряжках единорог достаточно частый персонаж, особенно в паре со львом - «зверем лютым». Эти два символических зверя часто использовались в геральдике. Самый яркий пример - в качестве держателей щита с гербом Великобритании. Подобное изображение широко известно на русских чернильницах XVII века.

Реконструкция пряжки - «Единорог побеждает дракона».

Реконструкция пряжки - «Единорог побеждает дракона».


Интересным примером является пряжка, где Единорог побеждает дракона. Побежденный дракон находится под ногами зверя, чем напоминает сюжет со святым Георгием (А).

Лев и единорог


На пряжках единорог и лев встречаются в трех вариантах. В первом варианте они изображаются вместе у Древа Жизни (А). Во втором варианте древо отсутствует (Б). Как правило, эти изображения близки западной традиции изображения персонажей.

Реконструкция пряжек «Лев и Единорог» выполненных в<br>западной традиции.

Реконструкция пряжек «Лев и Единорог» выполненных в
западной традиции.

Реконструкция пряжек «Лев и Единорог у Древа Жизни» в подражательном варианте.

Реконструкция пряжек «Лев и Единорог у Древа Жизни» в подражательном варианте.

Реконструкция пряжек «Лев и Единорог у Древа Жизни» в русском варианте.

Реконструкция пряжек «Лев и Единорог у Древа Жизни» в русском варианте.


Однако, по мере подражательного изготовления пряжек, изображения приобретают русские черты (В). В третьем варианте лев и единорог соседствуют на отдельных половинках пряжки и имеют чисто русское воплощение.

Чернильница «Лев и Единорог» в русском варианте.

Чернильница «Лев и Единорог» в русском варианте.


Китоврас - Полкан


Об этом персонаже говорится:"…днем он царствует над людьми (в царстве Лукоморье), ночью же оборачивается зверем Китоврасом и царствует над зверьем".

Русские поясные пряжки XVII-XVIII вв. - «Китоврас».

Русские поясные пряжки XVII-XVIII вв. - «Китоврас».


Как и некоторые другие персонажи, образ Китовраса заимствован из древнегреческой мифологии, это кентавр - получеловек-полуконь. Другое его название - «Полкан (полуконь)». Популярны были на Руси повествования о царе Соломоне и Китоврасе.

Сокол - Финист, Вольга, Волх


Этот персонаж, представленный на половине пряжки, имеет древнейшие корни в языческой мифологии славянских племен.
Войдя в русский фольклор под разными именами и в разном обличии, он олицетворяет собой глубинный образ крылатого бога Рода - создателя мира, именно отсюда вытекает и некая свастичность в облике самой фигурки на пряжке XVII века. Образы орла и сокола частично переплетаются во времени, это хорошо прослеживается в различных мифах и сказках. Образ Рода в виде орла известен в поздних мифах и отражает борьбу и победу Создателя Мира над древним богом Ящером, подчинение Ящера Роду и исполнение им своих обязанностей по обеспечению непрерывности солнечного цикла под присмотром Рода.

Сокол на пряжке домонгольского периода (А) и пряжке второй половины XVII века (Б).

Сокол на пряжке домонгольского периода (А) и пряжке второй половины XVII века (Б).


Благородство и бесстрашие этой птицы способствовало желанию князей выбрать сокола-сапсана своим тотемом, ставшим в дальнейшем гербом или частью герба. В сказочном варианте в сокола мог превращаться богатырь Вольга Святославича или Волх Всеславьевич, продолжая сражение с врагом в этом образе. Изображение на половине пряжки соответствует именно этому образу сокола-воина. Еще одним персонажем русских сказок обращающимся в сокола, является Финист Ясный Сокол. Но лиричность этого образа отражает больше женское восприятие этой прекрасной, гордой и смелой птицы.

Бова Королевич


Гвидон, Додон, Салтан, Полкан. Эти персонажи знакомые нам по сказкам А. С. Пушкина попали в его поэзию из «Гистории о некоем храбром витязе и о славном богатыре о Бове Королевиче». Эта средневековая авантюрно-приключенческая повесть, нашедшая свое воплощение даже в символике поясных пряжек второй половины XVII века пользовалась огромной популярностью. На представляемой пряжке, известной автору пока в единственном экземпляре, мы видим сидящего на богатырском коне всадника в короне, в правой руке у него меч-кладенец.

Изображение Бовы Королевича на половине пряжки. / Варианты изображения скачущего всадника на медальонах ключей - застежек (А, Б).

Изображение Бовы Королевича на половине пряжки. / Варианты изображения скачущего всадника на медальонах ключей - застежек (А, Б).


Ленточная надпись представляет персонаж - «БОВАКОРОЛ» (А). К сожалению прочесть надпись далее не удалось. Правая половина пряжки могла нести как зеркальное изображение первой, так и изображение «Китовраса - Полкана», с которым
сражался Бова.

Изображения скачущего и трубящего в рог всадника на<br>чернильницах XVII века.

Изображения скачущего и трубящего в рог всадника на
чернильницах XVII века.


Другое изображение скачущего всадника автору известно только на круглых медальонах ключей-застежек, причем в варианте с хорошим профессиональным рисунком (А) и в примитивном варианте (Б). Учитывая общие тенденции в изображениях на пряжках этого типа, есть вероятность того, что пряжки с таким изображением скачущего всадника существовали.

Сирин, Алконост и другие птицы


Алконост – так называли птицу любви и вечной тоски. Когда человек слышал пение Алконоста, от восторга он забывал всё на свете. Но ничего плохого людям Алконост людям не делал.

Русские поясные пряжки XVII-XVIII вв. - «Птица Сирин».

Русские поясные пряжки XVII-XVIII вв. - «Птица Сирин».


Феникс – птица, которая своим пением ставила на ноги больных и возвращала зрение слепцам. Она ела золотые яблоки, которые дарили вечную молодость, здоровье и бессмертие.

Русские поясные пряжки XVII-XVIII вв. - «Птица Сирин».

Русские поясные пряжки XVII-XVIII вв. - «Птица Сирин».


Сирин – тёмная птица, несущая смерть из подземного мира. И именно изображение Сирина чаще других мифологических героев использовалось в народном искусстве в качестве украшения различных предметов.

Павлин, которого часто можно увидеть в различных композициях народных росписей – это птица-пава. Изображение этой птицы известно ещё с античных времён – оно встречалось и в Киевской Руси, и в Византии. Интересно, что птица эта была только женского рода. На росписях можно увидеть этих птиц, стоящих по разные стороны дерева или куста. Как правило они изображены крупным планом. Иногда в народных изображениях павы можно узнать петуха, кукушку или утку. А вот это изображение больше напоминает журавля.

Ременное окончание с рисунком птицы Сирин на лицевой стороне и птицы Феникс на обратной. / Птица Феникс летающая над деревьями райского сада (А). Изображение птицы Сирин на чернильнице XVII века (Б).

Ременное окончание с рисунком птицы Сирин на лицевой стороне и птицы Феникс на обратной. / Птица Феникс летающая над деревьями райского сада (А). Изображение птицы Сирин на чернильнице XVII века (Б).


С течением времени образ Сирина был несколько нивелирован и отошел от греческого первоисточника. Эта сказочная птица перестала быть вестницей беды, а трансформировалась в своеобразный оберег и защитника. Её изображали на шкафах и сундуках, чтобы помогала сберечь добро, а также на женских украшениях – чтобы защищала их владелицу от сглаза и порчи.

Ременные окончания и накладки с сюжетом «Птица Сирин»

Ременные окончания и накладки с сюжетом «Птица Сирин»


Образ птицы Алконост претерпел неожиданные превращения на русской почве, она стала птицей печали. Так же изменила своё предназначение и другая птица радости - Гамаюн, она стала предсказательницей и символом мировой мудрости. В
образе птицы Феникс (Жар птицы) сплелись различные корни, эта райская птица (павлин) стала символом воскресения у
христиан и персонажем народных сказок.

Самсон, разрывающий льва


Образ Самсона на Руси был аллегоричен и использовался при чеканке монет. Как отмечали в своих исследованиях О. П. Мамонтова и В.В. Зайцев на московских деньгах, которые чеканили во второй половине 1620-х годов, изображали Самсона, которые борется со Львом. Этот сюжет для монет был широко распространён на закате правления великого московского князя Василия Дмитриевича. Популярность сюжета о Самсоне, который расправился со львом, обоснована исторически – этот образ стал символом юного сына и наследника Василия Дмитриевича.

Русские поясные пряжки XVII-XVIII вв. - «Самсон и лев»

Русские поясные пряжки XVII-XVIII вв. - «Самсон и лев»


В то время Василий I предпринимал серьёзные усилия, чтобы упросить княжескую власть, и всё для того, чтобы закрепить наследственные права собственного сына. А изображение на оборотной стороне монет Самсона должны было сформировать у людей образ юного наследника как героя, которые готов к совершению подвигов и сможет победить «иго иноверцев».

Русские поясные пряжки XVII-XVIII вв. - «Самсон и лев»

Русские поясные пряжки XVII-XVIII вв. - «Самсон и лев»


Историки отмечают, что, хотя изображение Самсона на деньгах XV века несколько схематично, высока вероятность того, что именно этот образ и сюжет был позаимствован для пряжек в XVII веке.

Грифон


Грифоны - грозные крылатые существа, олицетворяющие собой высшие силы нашего мира. Они наделены такими качествами, как могущество и сила, бдительность и неотвратимость праведной кары. Тем не менее, в представлении русского народа грифоны изначально относятся благожелательно к человеку. Внешне - это мифическое чудище с телом льва, но голова и крылья у грифона орлиные. Являясь симбиозом образов двух царственных зверей, грифон символизирует власть над главными сферами мирового бытия: орел повелевает воздухом, а лев царствует на земле.

Русские поясные пряжки 17-18 вв. - «Грифон».

Русские поясные пряжки 17-18 вв. - «Грифон».


Нередко в сказаниях и легендах разных народов грифон является стражем и воином. Мифическое существо стоит на страже Древа Жизни, богатства или мистических знаний. Не просто так сюжет «полёт царя Александра» (Македонского) на грифонах был популярен на Руси и во всём христианском мире.

Автор: А.Н.Спасённых

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








27418
8.06.2019 20:42
В закладки
Версия для печати




Смотрите также