Архитектура   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0



За столь интересный декор дом называют ажурным. /Фото:archsovet.msk.ru

За столь интересный декор дом называют ажурным. /Фото:archsovet.msk.ru


Этот уникальный жилой дом на Ленинградском проспекте знаменит своей «ажурностью» – он словно покрыт замысловатым кружевом. Причем масштаб этих украшательств впечатляет, ведь здание шестиэтажное, величественное. А еще это один из самых первых блочных домов в Москве. Только жаль, что после его строительства в городе больше не делали таких интересных «блочно-кружевных» зданий.


Дом считался элитным, хотя первоначально это была идея доступного типового жилья. /Фото:berlogos.ru

Дом считался элитным, хотя первоначально это была идея доступного типового жилья. /Фото:berlogos.ru


Почему дом сделали «кружевным»

«Ажурный дом» П-образной формы появился здесь в 1940 году в рамках строительства серии крупноблочных зданий, возводимых в те годы в разных концах Москвы (например, на Большой Полянке). Дом проектировали в рамках генплана реконструкции города, его главный фасад должен был выходить на площадь и смотреться величественно и эффектно. Проект поручили архитекторам А. Бурову и Б. Блохину.

Все квартиры в доме небольшие, что было актуально на заре СССР. /Фото:berlogos.ru

Все квартиры в доме небольшие, что было актуально на заре СССР. /Фото:berlogos.ru


Есть предположение, что Андрей Буров как ученик знаменитого московского зодчего Ивана Жолтовского при создании проекта брал за ориентир работу своего учителя – Дом скакового общества, расположенный неподалеку, на Беговой улице. Кстати, рядом «Ажурным домом» красуются статуи лошадей.

Дом на Ленинградке сразу приковывает внимание. /Фото:esosedi.org

Дом на Ленинградке сразу приковывает внимание. /Фото:esosedi.org


Стилистика шестиэтажного «кружевного» дома, декоративные элементы которого отсылают нас в эпоху модерна, очень хорошо сочетается и со зданием знаменитого «дореволюционного ресторана Яръ», которое также расположено рядом.

Архитектор Андрей Буров был человеком многогранным (он пробовал себя не только в строительной сфере) и очень творческим, так что здание ну просто не могло получиться стандартным.

Этот необычный дом - единственный в своем роде. /Фото:berlogos.ru

Этот необычный дом - единственный в своем роде. /Фото:berlogos.ru


Из-за того, что блочные фасады нового здания оказались очень замысловаты (одни сделаны под мрамор и имеют вид пилястр, другие закрывают лоджии декоративными решетками в виде растений и так далее), дом сразу окрестили в народе «ажурным» или «кружевным».

Декор, похожий на кружева. /Фото:berlogos.ru

Декор, похожий на кружева. /Фото:berlogos.ru


А еще за этой шестиэтажкой закрепилось прозвище «Дом-аккордеон». Ведь декоративные блоки лицевого фасада (автор эскизов – художник В. А. Фаворский), сгруппированные попарно, а также само по себе чередование окон и лоджий действительно делают здание похожим на этот музыкальный инструмент, который обычно тоже украшен ажурными решеточками и так же, как и фасады этого дома, часто имеет красивые разводы. Особенно это сходство заметно, если смотреть на дом с большого расстояния.

Здание немного напоминает аккордеон. Так его и прозвали. /Фото:berlogos.ru

Здание немного напоминает аккордеон. Так его и прозвали. /Фото:berlogos.ru


Интересны и оконные проемы: они закрыты коваными витыми ограждениями, которые тоже сморятся декоративно и оригинально и чем-то напоминают французские балконы.

Вид из кухни в одной из квартир при современных хозяевах. Обзор закрывает интересная витая конструкция. /Фото:the-village.ru

Вид из кухни в одной из квартир при современных хозяевах. Обзор закрывает интересная витая конструкция. /Фото:the-village.ru


Идею внутренней планировки многоэтажного здания, которая спроектирована по принципу апартаментов, архитектор Буров подсмотрел во время своей командировки в Соединенные Штаты. Компактные квартиры с совмещенными санузлами, мини-кухнями и крохотными прихожими (как известно, в советские времена делать их большими было не принято) расположены по бокам длинного широкого коридора. Подъезд в доме всего один, зато на каждом этаже аж по 18 квартир. И лифтов – два.

Из своей поездки в Америку архитектор почерпнул и идею относительно первого этажа: его спроектировали нежилым, разместив внутри магазины, столовую и другие подобные организации, которые должны были облегчить быт советским гражданам.

Непростые жильцы и видимость скромности

С первых дней дом стал считаться номенклатурным. Его заселили в основном крупными чиновниками, среди которых большую часть составляли высокопоставленные военные. Жили в нем и представители советской культурной элиты – например, актриса Серова и писатель Симонов. И пусть квартиры в здании были не столь шикарными, все-таки жить здесь было удобнее и престижнее, чем в скромных типовых многоэтажках. Иными словами, хотя строителями и были соблюдены внешние «правила приличия» (мол, все квартиры – «советские», одинаковые, без излишеств), в то же время было сразу понятно, что жилье это – как у всех, да не совсем.

Дом в наши дни с вечерней подсветкой. /Фото:riverpilgrim.livejournal.com

Дом в наши дни с вечерней подсветкой. /Фото:riverpilgrim.livejournal.com


После Великой Отечественной войны многие квартиры в доме превратились в коммуналки да и контингент постепенно стал меняться: появилось много обычных, не привилегированных жильцов.

Ну а современное поколение, вселяясь в этот памятник советской архитектуры, делает в квартирах новомодный дизайн и мало кто из жильцов пытается сохранить первоначальный, колоритный интерьер. «Бабушкины» квартиры XX столетия с их трогательным очарованием постепенно и безвозвратно уходят в прошлое.

Комфортно ли жить в «аккордеоне»

Витые решетки, украшающие лоджии с «лицевой» стороны здания, выгодно закрывают тот хлам, который так любят складывать на балконах граждане. А «завитушки», прикрывающие снаружи кухонные окна квартир, прячут от посторонних глаз «экзотику» советского быта.

Окно снаружи. Декор скрывает от посторонних глаз все, что происходит внутри. /Фото:etovidel.net

Окно снаружи. Декор скрывает от посторонних глаз все, что происходит внутри. /Фото:etovidel.net


Наличие этого необычного декора, которым хозяева квартир могут гордиться, компенсируют (в плохом смысле) грязный воздух и пыль, которая поднимается с проезжей части. Жильцам, чьи окна выходят во двор, повезло чуть больше – на подоконниках меньше копоти и не так слышен шум машин. Зато до центра рукой подать, нет проблем с общественным транспортом да и район престижный.

Квартиры в доме действительно скромные (особенно по современным меркам), а вот подъезд, коридоры и лестничные клетки выглядят просто по-царски – они очень просторные.

В былые времена дети здесь катались на велосипедах. /Фото:the-village.ru

В былые времена дети здесь катались на велосипедах. /Фото:the-village.ru


В парадном три лестницы. Помещение подъезда больше подходит для какого-нибудь учреждения, нежели для жилого дома. Тем более что здесь нет внутренних архитектурных украшений типа лепнин – просто голые стены.

В подъезде кружевного дома. /Фото:the-village.ru

В подъезде кружевного дома. /Фото:the-village.ru


Лестница чем-то похожа на школьную /Фото:the-village.ru

Лестница чем-то похожа на школьную /Фото:the-village.ru


Само здание постепенно разрушается. Старожилы говорят, что при его возведении якобы использовали материалы не очень хорошего качества. Но все-таки дом до сих пор смотрится с улицы очень красиво, и его часто навещают фотографы и съемочные группы.

Декор, похожий на кружева, привлекает фотографов. /Фото:2gis.ru

Декор, похожий на кружева, привлекает фотографов. /Фото:2gis.ru


Их должны были построить много

Кстати, «аккордеон» на Ленинградке должен был быть не единственным «ажурным» жилым домом. Изначально планировалось построить в Москве много подобных богато украшенных блочных домов, с большим числом квартир.

Предполагалось, что такая красота будет по всей Москве, но после войны ажурные дома строить передумали. /Фото: berlogos.ru

Предполагалось, что такая красота будет по всей Москве, но после войны ажурные дома строить передумали. /Фото: berlogos.ru


Однако вскоре после строительства первого здания началась Великая Отечественная, ну а после войны было уже не до подобного «барства». Более актуальными власти посчитали дешевые и простые в возведении хрущевки. На смену крупноблочным жилым домам пришли безликие панельные.

Также был заброшен и другой (правда, не такой красивый и вычурный) проект типового жилья, оставив лишь один пример такого дома, который за его мрачность прозвали «Слеза социализма»

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







3375
8.11.2018 14:12
В закладки
Версия для печати




Смотрите также