Кино   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Фильмы, в которых фигурирует Сталин как историческая личность, выходят едва ли не ежегодно. И если сейчас главная черта, которая характеризует образ вождя – неоднозначность, то при жизни Иосифа Виссарионовича подобного разночтения и быть не могло. В кино он фигурировал часто, в том числе и в период своего правления. Некоторые артисты за столь сложную роль получали звания, а другие – забвение. Некоторые же умудрились получить и то, и другое. Как происходил отбор на «самую важную роль» и участвовал ли в кастинге на самого себя лично Сталин?


Впервые образ Сталина на экране появился в 1937 году в фильме «Ленин в Октябре», приуроченном к грядущему 20-летнему юбилею Октябрьской революции. Конкурс на создание фильма был объявлен еще в 1936 году, в проекте принимал участие лично Сталин и лучшие кинематографисты страны.

Съемки были поручены молодому режиссеру Михаилу Ромму, который справился с задачей буквально за три месяца. Сталин лично одобрил фильм к прокату, после закрытого просмотра в ноябре 1937 года. Буквально на следующий день картина стала доступна для советских граждан. Роль Иосифа Виссарионовича в фильме было поручено сыграть Семену Гольдштабу, который на тот момент являлся артистом Кировского драматического театра.

Первая попытка воплотить образ Сталина на экране от Семена Гольтштаб. / Фото: www.kino-teatr.ru

Первая попытка воплотить образ Сталина на экране от Семена Гольтштаб. / Фото: www.kino-teatr.ru


Сталин участвовал в подборе артистов и кандидатуру Гольдштаба утвердил. Однако результат ему не понравился. Эту ошибку в последующем учитывали. Провинциальный артист внешне был очень похож на товарища Сталина, но не имел и сотой доли его характера, и масштаба личности и это было крайне заметно. Образ получился, мягко говоря, простоватым. Хотя этим сквозила и вся кинокартина: на фоне Ленина, чей образ был центральным, Сталин заметно поблек. Вероятно, прочувствовал это и сам утверждавший кинокартину, однако озвучить крамольную мысль не мог. Не потому ли недовольство обрушилось на актера, который якобы не смог продемонстрировать всю политическую мощь товарища Сталина?

Уже через два года на экраны выходит другая кинокартина «Ленин в 1918 году», снятая тем же режиссёром. Правда актерский состав был уже другим. На роль Сталина на сей раз пригласили Михаила Геловани, который уже успел воплотить образ вождя в другой картине и снискал похвалу. Михаилу Геловани будет суждено стать тем самым актером, который сыграет Сталина максимальное количество раз при его жизни.

Никаких репрессий или препятствий в карьере Семену Гольдштабу не чинили. Он даже еще трижды играл Сталина в разных фильмах, правда роли были эпизодическими.

«Дежурный» Сталин



Михаил Геловани на долгие годы стал тем, кому удавалось лучше всего вжиться в образ вождя народов. / Фото: www.kino-teatr.ru

Михаил Геловани на долгие годы стал тем, кому удавалось лучше всего вжиться в образ вождя народов. / Фото: www.kino-teatr.ru


Михаил Геловани был практически неизвестен советскому зрителю постсталинского периода. Фильмы, где Сталина невозможно было вырезать из сюжета без лишения смысла, просто перестали показывать в период, когда активно занимались развенчанием его культа. Это и сказалось не лучшим образом на народном артисте СССР Михаиле Геловани, который чаще других воплощал на экране образ Сталина.

Родился представитель древнего рода и будущий артист 6 января 1893 года в Кутаисской губернии. Несмотря на то, что его предки являлись приближенными к легендарной грузинской царице Тамаре, к этому времени они были уже далеки от высшего света. Занимались сельским хозяйством, но своим детям предпочитали давать хорошее образование. Сцена привлекала Михаила с самого детства, он отлично пел, но будущее свое видел в театре, а не в опере. Уже к 1913 году на его счету было пять спектаклей в местном театре. После революции он учился в театральной студии в Тифлисе, продолжал выступать.

В кино он появился уже будучи взрослым мужчиной – киноискусство только начинало набирать обороты к тому времени. Дебют в кино прошел успешно, и он стал сниматься довольно часто, периодически выступая и в роли режиссёра. Переломный момент в его карьере произошёл, когда на сцене Тбилисского тетра ставили «Из искры возгорится пламя…», где Геловани и сыграл Сталина впервые. Постановка произвела фурор среди зрителей. Артисту удалось не только внешне попасть в образ вождя, но изобразить его походку, голос, манеру говорить.

Так выглядел Михаил Геловани вне образа Сталина. / Фото: www.polzam.ru

Так выглядел Михаил Геловани вне образа Сталина. / Фото: www.polzam.ru


Примерно в это же время в Тбилисской киностудии искали артиста на роль Сталина в фильме «Великое зарево». Геловани был приглашен для участия. Картина вышла практически ровно через год после «Ленин в Октябре», где образ Сталина воплощался впервые, и имела оглушительный успех. Создателей и самого артиста наградили Сталинскими премиями. Но важнее премии был тот факт, что самому Иосифу Виссарионовичу игра Геловани пришлась настолько по душе, что теперь он практически не выбирался из этого образа. Всего Сталина он сыграл 15 раз! За эти роли он получил огромное количество наград.

Но проблема заключалась в другом. Теперь Геловани попросту не предлагали других ролей. Он стал не просто актером одного амплуа, а одной конкретной роли. Понять режиссеров можно. Как бы они предложили «товарищу Сталину» роль разгильдяя-пьянчуги или пусть даже честного трудяги? Рисковать никто не хотел. Геловани был несколько выше товарища Сталина, этого не должно было быть заметно в кадре, поэтому режиссеры часто прибегали к хитростям, чтобы этого было незаметно.

Нельзя сказать, что после смерти вождя Геловани получил творческую свободу и новые роли. Скорее наоборот. Была проведена прямая параллель, которая означала одно: нет Сталина – нет Геловани. К тому же началась массовая зачистка, образ Сталина буквально выжигался из памяти народа, вместе с кинокартинами, в которых играл «дежурный Сталин». В постсталинский период он получил всего пару незначительных ролей в театре. Скончался артист в декабре 1956 года.

Другие артисты



Андро Кобладзе сыграл Сталина при его жизни всего раз, и многократно - после его кончины. / Фото: www.m.kino-teatr.ru

Андро Кобладзе сыграл Сталина при его жизни всего раз, и многократно - после его кончины. / Фото: www.m.kino-teatr.ru


Однако востребованность Геловани вовсе не означала, что образ Сталина на экране воплощал исключительно он. В 1940 году был снят фильм «Яков Свердлов». Здесь вождя сыграл Андро Кобаладзе, некогда работавший в том же театре, что и Геловани. Картина тоже была удостоена Сталинской премии, однако актеру больше ролей Сталина не предлагали. По крайней мере, при его жизни. Видимо игра Кобаладзе не получила одобрения «в верхах». Зато уже после 1953 года он перевоплощался в Сталина еще 15 раз! Именно он играет вождя в «Семнадцать мгновений весны».

В послевоенные годы Геловани оказался в немилости у генсека. Актер всегда неподражаемо копировал речь и произношение Сталина и именно этим ему и не угодил. После войны Иосиф Виссарионович не желал выпячивать свою национальную принадлежность, желая, чтобы его воспринимали как единственного полководца многонациональной страны. Так, когда в 1948 году стали подбирать актеров для двухсерийной киноэпопеи «Сталинградская битва», Сталин лично попросил о том, чтобы на роль не приглашали Геловани. Он прямым текстом сказал о том, что у актера сильный грузинский акцент, совсем не такой как у него самого. А значит, нужно подобрать другого кандидата, причем желательно русского.

Алексей Дикий сыграл товарища Сталина совершенно иначе. / Фото: www.poisk-po-photo.ru

Алексей Дикий сыграл товарища Сталина совершенно иначе. / Фото: www.poisk-po-photo.ru


Так, среди актеров, игравших товарища Сталина, появился Алексей Дикий. Впрочем, до этого он уже дважды играл вождя, но в эпизодических ролях. Причем для новой картины образ был пересмотрен, особенно внимательно подошли к его речи. В этот раз он говорит без акцента, допуская его лишь в крайне редких случаях.

Согласно воспоминаниям актера, после выхода фильма он собирался отметить премьеру в кругу друзей. Однако за ним приехали. Несмотря на все возражения артиста о том, что он не может ехать к вождю в нетрезвом состоянии, чекисты повезли его в Кремль. Там между актером и Сталиным состоялся небольшой разговор. Вождь поинтересовался у него, почему тот сыграл его совершенно не так, как остальные актеры, которые копировали акцент и манеру двигаться. Тогда как Дикий играл совершенно иначе, говорил чисто, не повторял жесты, а впечатление получилось гораздо сильнее. Актер не растерялся и ответил, что он не играл самого товарища Сталина, он играл впечатление людей о нем. Ответ собеседнику настолько понравился, что он даже захлопал. За эту роль артист получил Сталинскую премию и звание народного.

Современные актеры в роли Сталина



Игорь Кваша в роли Сталина. / Фото: www.m.kino-teatr.ru

Игорь Кваша в роли Сталина. / Фото: www.m.kino-teatr.ru


Так уж повелось, что мало кому из актеров приходилось играть Сталина лишь однажды. Арчил Гомиашвили впервые сыграл отца всех народов в 1986 году в фильме «Государственная граница. Год сорок первый». Потом было еще четыре фильма, причем в каждом из них Сталин сыгран по-разному, исходя из концепции фильма. Ведь в этот период о нем вновь стали говорить, а во-вторых, не воспринимали его исключительно в положительном ключе, как это было при его жизни. Теперь образы Иосифа Виссарионовича стали многограннее и сложнее.

Алексей Петренко впервые выступил в этой роли в 1989 году в фильме «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным». Причем первоначально на эту роль был утвержден Игорь Кваша, но из-за болезни не смог сниматься. Позже Петренко еще не раз будет перевоплощаться в Сталина и это, несмотря на полное отсутствие внешней схожести.

Игорь Кваша тоже смог сыграть отца всех народов, но позже. В 1996 году он снимается в «Под знаком Скорпиона», а затем случаются еще несколько кинолент, где он выступает в этом же амплуа. Сам он признавался, что личность политика была для него всегда интересной. Он был уверен, что, будучи жестким в работе и политике, он был трогательным в обычной жизни. Именно таким он и старался воплотить его на экране.

Пожалуй, не было такой сферы, в которой Сталин не пытался бы осуществлять полный контроль. Он пытался контролировать даже будущее и мысли других, в этом ему помогали личные оккультисты о наличии которых, распространяться не было принято.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1793
5.05.2024 09:18
В закладки
Версия для печати




Смотрите также