Архитектура   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0





Когда люди в спешке идут по улицам центра Москвы, мало кто замечает мелкие детали на старинных домах. Более того, даже крупные и заметные, казалось бы, архитектурные элементы ускользают от нашего внимания. А между тем, с десятков московских домов смотрят нас удивительные маски, у каждой из которых – свои черты и своем выражение каменного лица…


Богиня на доме по адресу: ул. Чаплыгина, 1а. Архитектор Г. Гельрих, 1911 год.

Богиня на доме по адресу: ул. Чаплыгина, 1а. Архитектор Г. Гельрих, 1911 год.


Маскароны – выпуклые лепные фигуры в виде человеческих (чаще всего, женских), а также звериных либо мифических лиц и масок – в дореволюционные времена довольно часто помещали на дома в качестве архитектурных украшений. Их до сих пор можно увидеть на некоторых зданиях в верхней части облицовки окон, дверей, под балконами и много где еще.

Здание на Проспекте мира, 19. Архитектор Н. Матвеев

Здание на Проспекте мира, 19. Архитектор Н. Матвеев


Старопосадский переулок, 8 (1878 г.), архитектор К. Терской

Старопосадский переулок, 8 (1878 г.), архитектор К. Терской


Космодомиановская улица, дом 4/22

Космодомиановская улица, дом 4/22


Первые маскароны стали появляться в России в петровские времена. Например, лепные головки ангелов можно было встретить в конце XVII века на стенах нескольких московских храмов, затем в моду вошли изображения львиных морд (иногда – с человеческими чертами) и, наконец, нежных женских головок.

Девушка с сохранившейся части ограды Московского императорского воспитательного дома (вторая половина XVIII века).

Девушка с сохранившейся части ограды Московского императорского воспитательного дома (вторая половина XVIII века).


Особенно часто лепили такие маски на московских домах именно в XVII и ХVIII веках, но на рубеже прошлого и позапрошлого столетий они тоже встречались. Маскароны в Москве пережили разные стили: барокко, классицизм, ампир. Даже тогда, когда вначале XX века в моду уверенно вошел модерн, маскаронам снова нашлось место – например, их можно было увидеть на особняках, выстроенных по проекту талантливого архитектора Федора Шехтеля.

Здание в Старопаниском переулке, 5. Архитектор Ф. Шехтель (1899 -1990 гг.).

Здание в Старопаниском переулке, 5. Архитектор Ф. Шехтель (1899 -1990 гг.).


Улица Мясницкая, дом 18. Доходный дом купца М.И. Мишина, 1903 г. Архитектор И.Барютин

Улица Мясницкая, дом 18. Доходный дом купца М.И. Мишина, 1903 г. Архитектор И.Барютин


Малый Каретный переулок, дом 4. Собственный дом архитектора В. Хоботова

Малый Каретный переулок, дом 4. Собственный дом архитектора В. Хоботова


Архитектурная мода в Москве менялась, но украшать свои здания лицами-масками богатые горожане не переставали, и только в советские годы увлечение маскаронами у заказчиков и самих зодчих по понятным причинам (борьба с архитектурными излишествами) пошло на спад.

До революции же владельцы будущих зданий заказывали художникам и архитекторам такие «маски» из желания показать свою важность, социальную значимость, материальный достаток, удивить публику, и иногда это шло даже в ущерб изяществу и красоте зданий.

Улица Спиридоновка, дом 21 (1898 г.). Архитектор А. Эрихсон

Улица Спиридоновка, дом 21 (1898 г.). Архитектор А. Эрихсон


Впрочем, были среди таких дореволюционных архитектурных произведений и очень интересные, выполненные с тонким вкусом. Ну а в наше время, пожалуй, любой такой маскарон – уникальный «экспонат».

Рюмин переулок. Архитекторы Галецкий и Воейков (1904 г).

Рюмин переулок. Архитекторы Галецкий и Воейков (1904 г).


Смотришь на такую маску, пытаешься разгадать ее настроение, которое хотел передать автор, и начинает казаться, что у дома есть душа. А, может, так оно и есть?

Большой Черкасский переулок, дом 9 (1901 г.), архитектор А. Мейснер

Большой Черкасский переулок, дом 9 (1901 г.), архитектор А. Мейснер


Улица Остоженка, 24

Улица Остоженка, 24


В Москве маскароны можно чаще всего обнаружить в центре города. Большая часть этих работ – дореволюционные, и это придает каменным лицам и самим зданиям особую таинственность.

Улица Сергия Радонежского, дом 7

Улица Сергия Радонежского, дом 7


Текст: Анна Белова

Использованы фотографии А. Запыленова

В продолжение темы таинственных домов рекомендуем прочитать: История и легенды дома, который похож на учебник по египтологии

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







3782
6.04.2019 18:31
В закладки
Версия для печати




Смотрите также