История и археология   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 1
+1
-1 0
Разное    





Есть немало способов узнать что-то о прошлом народов. Провести лингвистический анализ, изучить собственные летописи и упоминания в чужих летописях, поискать генетические связи с другими народами - но одним из самых волнующих способов расследования прошлого до сих пор остаётся археология. Вот несколько археологических находок, которые оказались очень важны для изучения истории славян.


Полесье - место этногенеза славян?


Давно уже удалось вычислить примерное время, с которого история славян начинается отдельно от народов, имеющих изначально то же самое происхождение. Но какое место можно считать очагом зарождения именно славянских культур? Карты раскопки таких предположительно раннеславянских и протославянских культур, как пшеворская, зарубинецкая и чернолесская, при наложении друг на друга дают некоторую точку вероятного пересечения в прошлом, и это пересечение примерно приходится на Волынскую область Украины, часть большого региона Восточной Европы, известного как Полесье.

Одна из свежих находок в Полесье.

Одна из свежих находок в Полесье.

В 2018 году белорусские археологи, изучая одно из поселений в Полесье, существовавшие как раз в эпоху вычисленного этногенеза славян, нашли множество предметов, которые говорят о том, что в поселении жили явные представители пражской культуры её раннего этапа развития - или кто-то, кто делал точно такую же глиняную утварь. Другие предметы перекликаются с уже известными памятниками киевской культурно-исторической общности.

Вряд ли славянские народы и культуры сформировались в одном-единственном поселении Полесья, но то, что поселение и предметы в нём находятся именно в той волшебной рассчитанной географической и временной точке, “откуда пошли славяне”, очень волнует.

Раскопано только три процента поселения, но находок уже множество.

Раскопано только три процента поселения, но находок уже множество.

Берестяные грамоты Новгорода


Из письменных источников было известно, что в древнерусских княжествах - в некоторых из них - активно использовали бересту для записей. Но первое обнаружение записи на бересте относится к концу девятнадцатого века, в Новгороде. Надо сказать, писали на бересте не только там, но почва под Новгородом такова, что только там они как следует и сохранились (и в потрясающих воображение количествах!)

Анализ грамот не только дал узнать многое о повседневной жизни жителей Новгорода, но и развеял миф о том, что церковнославянский язык или некий язык в его основе был некогда общим для всех древнерусских княжеств. Сейчас уже мало кто вспоминает эту теорию, но в неё верили довольно долго. Так вот, выяснилось, что новгородцы говорили на некоем древнерусском наречии, которое отличается и от языка киевских записей, и от церковнославянского, зато по многим параметрам похоже на “московский русский”, тот, от которого произошёл современный русский язык.

Берестяная грамота из Новгорода.

Берестяная грамота из Новгорода.

Утверждение летописца Нестора о том, что из Новгорода варяги серьёзно вытеснили “словен”, вкупе с языковыми связями, легло в основу гипотезы, что, хотя князья в Московии были из Киева, основная часть населения пришла со стороны Новгорода. Хотя, вероятно, княжеские дружины пришли вместе с князьями. При этом пришельцы, естественно, потеснили коренное местное население - угро-финскую народность мерян, которые в силу способа хозяйствования жили неплотно и, вероятно, даже не могли хоть сколько-то сопротивляться постепенному переходу земель к новым хозяевам с их густо населёнными (по меркам того времени) городами. Очевидно, меряне в конце концов были просто ассимилированы.

Кстати, по самым актуальным гипотезам, в новгородской земле словене тоже были чужаками и тоже пришли туда на финно-угорские земли с запада, вдоль берега Балтийского моря.

Одна из знаменитых записок мальчика Онфима.

Одна из знаменитых записок мальчика Онфима.

Збручский идол


В середине девятнадцатого века в реке Збруч (сейчас она протекает по украинской Тернопольской области) нашли каменного идола - нечто вроде столба, на котором вырезаны антропоморфные фигуры и разного рода знаки. В восьмидесятых годах двадцатого века примерно в том же районе археологи обнаружили несколько языческих святилищ. Вероятно, оттуда в реку и был скинут идол (скорее всего, и не один, но деревянные его товарищи могли не сохраниться).

По одной из гипотез, Збручский комплекс святилищ мог быть основан по указу Владимира Святого в те времена, когда он ещё находился в религиозных исканиях, то есть попросту был язычником и искал, каких богов привлечь на свою сторону, чтобы сакрализовать свою власть. Однако эта гипотеза очень мало популярна, хотя и привлекательна.

Збручский идол.

Збручский идол.

Интересно, что по современным меркам идол очень “политкорректен”, по крайней мере, в отношении представленности как мужчин, так и женщин. В верхнем ярусе столба, где изображены четыре крупные человеческие фигуры, две из них - женские (одна, вероятно, Макошь, другую иногда считают Ладой). Женщины изображены одна с кольцом, другая с рогом. Мужчины - один с конём и мечом, другой - со знаком солнца.

На среднем ярусе расположены четыре фигурки поменьше, и это снова две женщины и два мужчины. Они изображены составляющими хоровод - расставили руки так, словно держатся. В нижнем ярусе изображены три стоящие на коленях фигуры, которые держат землю, и с одной стороны столб на нижнем ярусе пуст. Две из фигур внизу - определённо мужчины.

Збручский столб и его точное значение в культе славян украинского региона не даёт покоя исследователям до сих пор. Есть, например, версия, что на столбе в иллюстративной форме изложен большой миф о том, как устроена вся вселенная: мир богов, мир людей и подземный мир.

Одна из фигур в нижней части идола.

Одна из фигур в нижней части идола.

Могильные курганы Гнёздова


Могильные курганы встречаются повсеместно в землях восточных славян. В них можно найти не только человеческие останки для изучения с анатомической и генетической точки зрения, но и предметы быта, оружие - просто счастье для археолога. Некоторые из могил обращают на себя внимание тем, что содержат вперемешку как предметы славянской культуры, так и скандинавской.

Например, в могильных курганах Гнёздова под Смоленском, которые начали потихоньку раскапывать уже во второй половине девятнадцатого века, нашли молоточки Тора и другие чисто скандинавские обереги. В то время, как в начале девятнадцатого века было принято оспаривать теорию активного присутствия скандинавов в древнерусских княжествах, после подобных находок его пришлось признать.

Гнёздовские курганы, которых очень много, настоящее счастье археолога.

Гнёздовские курганы, которых очень много, настоящее счастье археолога.

Возможно, кстати, что могилы с варяжскими оберегами принадлежат в большинстве своём славянам, которые просто активно заимствовали у знакомых элементы их культуры. Кстати, только во времена вероятного активного присутствия варягов среди славян в древнерусских захоронениях стали класть мечи.

В плане материальной культуры существовало и обратное влияние славян на скандинавов. Правда, оно связано не с древнерусскими княжествами, а с племенем ободритов (бодричей), откуда привёз двух жён один из шведских королей, тесть Ярослава Мудрого. Одна из этих жён стала законной королевой и задавала тон в бытовых привычках и этикете. А вот языковых заимствований при этом между скандинавами и славянами практически не происходило, если не считать имён собственных.

Археологи приносят новости не только о славянах и их соседях. Секретный код, странное кладбище и другие археологические находки, которые переписали историю Европы.

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







25127
13.06.2019 19:32
В закладки
Версия для печати




Смотрите также