Живопись   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 1
+1
-1 0
Арт    





Картины Густава Климта, написанные более ста лет назад и относящиеся к давно прошедшей культурной эпохе, интересны и современному ценителю живописи. Является ли тому причиной явный эротический подтекст его работ – или все дело в блестящем таланте художника?


Климты, живопись и семья Флеге


Густав Климт появился на свет в предместье Вены в 1862 году. Будущий художник был одним из семерых детей в небогатой семье ювелира и гравера, от отца он и получил первые навыки рисования. Позже Климту-младшему удалось поступить в художественно-ремесленное училище при Австрийском музее искусства и промышленности. Уже в юности Густав старался выполнять как можно больше оплачиваемых заказов – Климты жили небогато, как и большинство австрийцев того времени.

Г. Климт. "Идиллия"

Г. Климт. "Идиллия"


Вместе с братом Эрнстом и товарищем по художественной школе Францем Марчем он выполнял заказы на роспись зданий – в том числе павильона минеральных вод в Карлсбаде, театра в Вене, Художественно-исторического музея.

Г. Климт. Роспись потолка Венского бургтеатра

Г. Климт. Роспись потолка Венского бургтеатра


Творческим ориентиром его в те времена был Ганс Макарт – венский художник, декоратор и дизайнер, представитель академического направления в декоративном искусстве. Несмотря на это, Климт искал собственные пути в творчестве, поначалу увлекаясь пейзажной живописью.

Г. Климт. "Тихий пруд близ Голлинга, Зальцбург"

Г. Климт. "Тихий пруд близ Голлинга, Зальцбург"


Важным событием в его судьбе стало знакомство с семейством Флеге. В 1891 году брат Густава Эрнст женился на Хелене Флеге, а в следующем году умер, и на попечении Густава оказалась семья умершего брата. Художник сблизился с Эмилией, младшей сестрой Хелены, и отношения эти длились до конца жизни художника – несмотря на наличие многочисленных любовниц.

Г. Климт. "Эмилия Флеге в семнадцать лет"

Г. Климт. "Эмилия Флеге в семнадцать лет"


Г. Климт. "Эмилия Флеге"

Г. Климт. "Эмилия Флеге"


Впрочем, по мнению биографов художника, отношения между ним и Эмилией носили платонический характер. Сестры Флеге держали в Вене дом моды и считались преуспевающими кутюрье. Эмилия вдохновила Густава Климта на создание ряда картин, в том числе, как считается, знаменитого «Поцелуя».

Г. Климт. "Поцелуй"

Г. Климт. "Поцелуй"


От академической живописи к эротизму: Климт и модерн


От пейзажной живописи Климт окончательно перешел к изображению женщин, и этой теме он останется верен до конца своих дней. Художника обвиняли в нарочито эротическом, даже порнографическом подходе к своему творчеству, зачастую его моделями становились женщины легкого поведения. Отсюда, как считается, естественность и расслабленность, отличающие обнаженные фигуры на работах австрийца. Мужчин на своих картинах Климт писал достаточно редко.

Г. Климт. "Подруги"

Г. Климт. "Подруги"


Скандалом обернулся заказ Климту на роспись потолка в актовом зале Венского университета на Рингштрассе. Созданные аллегории «Философия», «Медицина», «Юриспруденция» - так называемые "факультетские картины" - были оценены заказчиком как непристойные. Однако «Философия» получила в 1900 году золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Картины к тому времени выкупил меценат Август Ледерер, а позже они были национализированы нацистами и погибли при пожаре в конце Второй мировой войны. Сохранились лишь наброски Климта и несколько фотографий готовых работ.

Г. Климт. "Философия

Г. Климт. "Философия


Европа конца XIX века находилась под влиянием модерна, и новаторство Климта, отход от устаревших устоев и форм в живописи сделали его одним из идеологов нового направления искусства. В 1897 году группой австрийских художников был основан «Венский сецессион», объявивший «войну стерильной рутине». Главой сецессиона был Климт. Главным назначением объединения стала организация выставок, где молодые художники, пишущие в необычном стиле, могли бы заявить о себе. Стал выходить и журнал сецессионистов под названием Ver Sacrum – «Весна Священная».

Один из выпусков журнала сецессионистов Ver Sacrum

Один из выпусков журнала сецессионистов Ver Sacrum


Модерн, или югендштиль, как называли его в Австрии и Германии, объединял разные течения. Ярким явлением в живописи стал «Золотой период» творчества Густава Климта, начавшийся с работы «Афина Паллада». Полотна этого цикла сразу привлекали внимание активно используемой Климтом позолотой. "Золотой период" принес художнику всемирную известность и считается самым успешным в его карьере.

Г. Климт. "Афина Паллада"

Г. Климт. "Афина Паллада"


История создания и путешествие через океан "Золотой Адели"



Интересно, что работу над картиной Климт, вопреки традициям, начинал с изготовления рамы. Именно ее он принес на обед, который устроил муж одной из многочисленных любовниц Климта, Адели Блох-Бауэр. Обнаруживший измену жены господин Фердинанд, желая положить конец этой связи и не разрушить свой брак, решил поручить Климту выполнение портрета Адели, планируя своими повторяющимися требованиями исправить эскиз и многочасовым позированием добиться того, чтобы художник и модель друг другу опротивели.

Фердинанд и Адель Блох-Бауэр

Фердинанд и Адель Блох-Бауэр


Контракт был составлен очень тщательно и предполагал выплату щедрого гонорара. Цель Фердинанда была достигнута, но к тому времени, как портрет был завершен, это было уже не столь важно, потому что картину ожидала удивительная судьба и репутация одного из самых выдающихся полотен в истории женского портрета.
С улыбкой знаменитой Джоконды часто сравнивают выражение лица Адели на портрете, а сама картина носит неофициальное название «Австрийская Мона Лиза».
Судьбу «Золотой Адели» решил, по большому счету, случай. Маловероятно, что полотно, изображающее женщину еврейской крови, пережило бы период правления нацистов. Но к творчеству Климта, который скончался еще во время Первой мировой войны, весьма тепло относился фюрер – однажды знаменитый уже художник и профессор Венской академии живописи Климт похвалил работы молодого Гитлера. Так и не поступив в академию, тот тем не менее запомнил добрые слова, сказанные мастером в адрес его пейзажей, и когда дом Блох-Бауэров вместе с картиной оказался национализирован, «Золотая Адель», как и другие полотна авторства Климта, были сохранены.

Так в 2006 году Вена прощалась с любимой картиной

Так в 2006 году Вена прощалась с любимой картиной


По австрийскому закону о реституции предметов искусства, принятому в 1998 году, собственником «Портрета Адели» становилась племянница и наследница четы Блох-Бауэр – Мария Альтман, эмигрировавшая из Австрии в США во время Второй мировой. Поэтому в 2006 году, после судебного процесса картина, давно считавшаяся национальным достоянием и гордостью австрийцев, отправилась за океан. Кроме нее Альтман были возвращены также второй портрет Адели Блох-Бауэр, а также полотна «Березовая роща», «Яблоня» и «Дома в Унтерахе близ Аттерзее». Позже Золотая Адель была приобретена Рональдом Лаудером и выставляется теперь в Новой галерее в Нью-Йорке.

Густав Климт

Густав Климт


Сам Густав Климт умер в 1918 году в возрасте 55 лет от пневмонии, сразившей художника после инсульта. Последними своими словами он звал Эмилию. Так и не женившийся и посвящавший все время творчеству, Климт оставил после себя много незаконченных картин и, как предполагают, множество незаконнорожденных детей, одним из которых называл себя австрийский кинорежиссер Густав Учицки.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







5705
16.01.2019 12:20
В закладки
Версия для печати




Смотрите также