Арт   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    



Цикл женских портретов Франсиско де Сурбарана под названием «Святые жёны» почти 400 лет привлекает зрителей не только мастерским живописным выполнением, а и страшными тайнами. Так, за образом каждой святой стоит судьба, как правило, очень жестокая и беспощадная. Короткая жизнь почти каждой из них была трагически оборвана пытками, издевательствами и казнями.


Франсиско де Сурбаран. (Предположительный автопортрет художника).

Франсиско де Сурбаран. (Предположительный автопортрет художника).


Галерея образов святых мучениц Сурбарана



Франсиско де Сурбаран (1598-1664) - прославившийся художник Золотого века испанской культуры. В историю искусства мастер вошел в большей степени своей религиозной живописью. Среди художественного наследия Сурбарана есть одна таинственная серия портретов женщин-святых. Этот цикл художник создал в необычной для того времени манере: одиночные портреты женщин, облаченных в очень дорогие наряды, с божественно красивыми лицами и глазами ангелов. А предметы, вложенные в их руки художником, несут в себе тайный смысл и сами говорят за себя. Разгадка же кроется в истории жизни каждой из героинь, принявших мученическую смерть за веру.

Розы в подоле


Святая Касильда Толедская, 1640-1645. Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид.

Святая Касильда Толедская, 1640-1645. Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид.


Самый известный портрет из этой серии - Святая Касильда. На нем изображена девушка-мусульманка, богато одетая, с розами в подоле. Много веков тому назад христиане канонизировали Касильду за милосердие и сострадание: она тайно носила плененным христианам еду, пряча в складках своего одеяния. Ее грозному отцу приближенные доложили о проделках его дочери, и тот, выследив ее, вынудил показать, что она прячет в одежде. Каково же было удивление разъяренного досмотрщика, когда Касильда развернула подол - в нём лежали розы. Спустя несколько лет, Касильда приняла христианство, прожила до ста лет, а к месту ее захоронения до сих пор ходят паломники.

Святая Изабелла Португальская, 1635. Мадрид, Прадо.

Святая Изабелла Португальская, 1635. Мадрид, Прадо.


Стоит также отметить, что легенда о чудесах с розами имеет повторение и на других портретах Франсиско де Сурбарана. Подобное чудо превращения еды, тайно приносимой узникам, в цветы, относится и к преданию о добром сердце королевы Португалии Изабеллы.

Святая Маргарита


Святая Маргарита, 1630-1634. Лондон, Национальная галерея.

Святая Маргарита, 1630-1634. Лондон, Национальная галерея.


Девушка на потрете в одеждах народного испанского стиля, в соломенной шляпе и холщовой сумкой через плечо, с посохом и книгой в руках - это Святая Великомученица Маргарита Антиохийская, дочь языческого жреца, жившая в III веке в Антиохии.

В далекие времена язычества христианство Маргарита приняла тайно. Властелин страны, был покорен красивой девушкой и захотел взять ее в жены. Маргарита отвергла его предложение, сказав, что «не может стать суженой царя земного, поскольку уже является невестой Царя Небесного». За это девушку посадили за решетку, а дьявол, принимая облик огнедышащего дракона (его также можно увидеть на полотне позади фигуры святой) подвергал мучениям девушку, и однажды поглотил её. Тогда крест, который крепко зажала в руках несчастная, неожиданно стал увеличиваться, и это продолжалось до тех пор, пока он не вспорол превращенному дьяволу брюхо. На месте гибели Маргариты просочился святой источник.

Самая юная святая


Святая Агнесса, Севилья, Музей изящных искусств.

Святая Агнесса, Севилья, Музей изящных искусств.


К лику святых была причислена и юная христианка Агнесса - 12-летняя девочка-подросток, которая отвергла сына знатного вельможи ради христианской веры, за что поплатилась жизнью в столь юном возрасте. В ее иконографии всегда присутствует ангел-хранитель - в образе белого ягненка, так как по легенде, во время издевательств и мучений, он всегда пытался прийти великомученице на помощь.
Однако казни избежать не удалось. По одной из версии Агнессу сожгли, по другой - ее обезглавили.

Святая Евлалия Барселонская


Святая Евлалия. Музей изящных искусств, Севилья.

Святая Евлалия. Музей изящных искусств, Севилья.


Святая Евлалия (290-304) также совсем юной 13-летней девушкой была подвергнута тринадцати пыткам за то, что отказалась поклоняться римским богам. Двенадцатой пыткой было распятие на косом кресте, а тринадцатой- отсечение головы.

Святая Аполлония Александрийская


Святая Аполония Александрийская. Париж, Лувр.

Святая Аполония Александрийская. Париж, Лувр.


Святая Аполлония, жившая вначале 1 века в Александрии. Будучи уже престарелой девой, приняла христианство. В 249 году новый правитель Александрии начал жесткое гонение и беспощадное преследование христиан. Аполлонию также пытались склонить к отречению от веры, ее били по челюстям, пока не выбили все зубы и грозили сжечь на костре живьем. Женщина, не дожидаясь конца мучениям, сама бросилась в огонь и сгорела заживо.

Святая Энграсия


Святая Энграсия, Музей изящных искусств, Севилья.

Святая Энграсия, Музей изящных искусств, Севилья.


Святая Энграсия родом из семьи зажиточных христиан. Жила со своими родителями в Португалии. В назначенный срок отправилась с пышным эскортом к своему жениху в другую провинцию, чтобы выйти замуж. Однако путешественников арестовали за вероисповедования, долго мучили, затем убили. Одна из версий гласит, что несчастную засекли до смерти, и она скончалась от болевого шока, а другая - девушке вбили гвоздь в голову. Поэтому в иконографии в руках Энграсии непременный атрибут - гвоздь.

Святая Матильда.



Святая Матильда 1640-1650. Музей изящных искусств, Севилья

Святая Матильда 1640-1650. Музей изящных искусств, Севилья


Немецкая принцесса Матильда к лику святых была причислена за свою благотворительность и основание монастырей.

Святая Варвара


Святая Варвара.

Святая Варвара.


Прекрасная девушка Варвара - единственная дочь своего отца, заявила, что она невеста Христа. На все его уговоры и угрозы Варвара не отреклась от данного слова. В гневе отец приказал морить ее голодом, но, так и не сломив ее волю, приказал казнить.

Мученичество Святой Агаты


Святая Агата, 1630-1633. Музей Фабр, Монпелье.

Святая Агата, 1630-1633. Музей Фабр, Монпелье.


К образам великомучениц в своем творчестве обращались многие художники разных эпох. Так, мученичество Святой Агаты, давшей обет Небесному Жениху, можно увидеть не только в творчестве Франциско де Сурбарана, а и на полотнах других известных европейских мастеров.

Цикл «Святые жены» (1635-1650) Франсиско де Сурбаран создавал, когда еще был полон жизненных и творческих сил. И эти портреты прославили художника не только на родине. А вот последние несколько лет своей жизни живописец прожил в нищете и в полном забвении.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








8951
23.01.2019 19:55
В закладки
Версия для печати




Смотрите также