История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Турция – страна мусульманская, однако вместе с тем в ней проживает немало евреев. Дети Сиона и без того часто сталкиваются с антисемитизмом в разных странах, а в Турции им по идее должно быть совсем некомфортно. Однако в стране есть целые династии евреев, которые живут тут не одно поколение. Рассказываем, как чувствовали себя потомки Моисея на этих землях еще со времен Османской империи.


Первые османские евреи

Когда на рубеже IV-V столетий с Пиренейского полуострова изгнали всех иудеев, евреи впервые стали переселяться на турецкие земли. А по мере захвата османами византийских территорий начиная с 1320-х годов империя также стала пополняться греческими евреями (романиотами), которые в большинстве были рады приходу турков. Они стали первыми иудейскими подданными империи османов. Романиоты жили в Греции еще с античных времен и с приходом турков получили больше прав, чем имели при греках. Такое положение дел их устраивало.

Греческие евреи-романиоты (ретро-снимок). wikireality.ru

Греческие евреи-романиоты (ретро-снимок). wikireality.ru


В 1453-м, когда турки брали Константинополь, жившие в городе евреи Галаты оказали Мехмеду Завоевателю определенную поддержку. Впоследствии он не остался в долгу и позволил им свободно исповедовать на завоеванных им землях иудаизм.

Кстати, после завоевания Стамбула власти позволили переселиться в город не только евреям, но и грекам, поскольку населения в городе после страшных боев осталось мало, а городу нужно было придать лоска.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какие великие державы прошлого удалось уничтожить русской армии

Постепенно евреи обосновались в Стамбуле, наладив разные виды бизнеса, а доход многих из них был очень даже не плох. На рубеже XV-XVI веков евреи в городе составляли примерно 10% от общего населения.

Евреям в крупных городах жилось неплохо. /Фото: spacefor.ru

Евреям в крупных городах жилось неплохо. /Фото: spacefor.ru


Когда же евреев стали изгонять из Испании, правивший на тот момент османский султан Баязид II также принял их, и таким образом, детьми Сиона пополнились города Эдирне, Измир и опять же Стамбул, а также Салоники – греческий город, который на тот момент также входил в Османскую империю.

Перебравшиеся сюда из Испании евреи-сефарды стали доминировать в сравнении с другими группами евреев, практически поглотив своих собратьев и растворив в своей культуре. Сефарды обладали знаниями в самых разных сферах, которые привнесли в Османскую империю, – например, в книгопечатании. По этой причине именно на латыни и иврите были изданы первые османские книги.

Поскольку точек соприкосновения у мусульман и иудеев оказалось больше, чем у тех и других с христианами, турки считали евреев более культурно и религиозно близкими себе в сравнении с западноевропейцами и славянами. Вместе с тем в Османскую империю потянулись и другие ветви евреев – например, австрийские и пражские. Все они бежали от антисемитизма и европейских погромов.

Как им жилось до Ататюрка

К началу XVI века в Османской империи существовали армянская, греческая православная, иудейская самоуправляемые общины. У местных евреев был главный раввин. Он был представителем своего народа перед властями.

Хотя евреям в Османской империи на дозволялось строить новые синагоги, слишком богато в сравнении с мусульманами одеваться (а ведь они часто имели хороший достаток) и ездить верхом, в общем и целом дети Сиона обладали теми же правами, что и обычные граждане. Евреи свободно молились, покупали недвижимость, торговали и вообще вели любой вид бизнеса.

Яков Калеф с родственниками, зажиточные османские евреи, Стамбул (Царьград). /Фото: pinterest.com

Яков Калеф с родственниками, зажиточные османские евреи, Стамбул (Царьград). /Фото: pinterest.com


В XVII веке ситуация изменилась. В разных частях Османской империи начались народные волнения: местные жители стали выступать против евреев, причем в одних областях зачинщиками были греки, а в других –мусульманские народы. В Дамаске случился кровавый погром. Властям пришлось издать документ, который защищал евреев, но это принесло лишь временное затишье, и антисемитизм усилился.

Турецкие евреи в прошлом веке

Постепенно Османская империя стала ослабевать и терять ранее завоеванные земли. Если говорить о территории современной Турции, то в этих краях к детям Сиона, в отличие от соседних мусульманских земель, относились более или менее лояльно. Евреи приносили государству доход и знания и в то же время не пытались дорваться до больших государственных постов.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как хитрая родня турецкого жениха проверят славянку перед тем, как дать согласие на свадьбу

Когда же Османская империя престала существовать и образовалась Турецкая республика, отношения к евреям не то что не ухудшилось, а даже несколько улучшилось.

Безмерно почитаемый турками Мустафа Кемаль Ататюрк был родом из Салоников – города, в котором проживало очень много евреев, соседство с ними для него было привычным, поэтому и у кемалистов не было ненависти к этому народу.

Ататюрк не стал притеснять евреев. /Фото: besthdwallpaper.com

Ататюрк не стал притеснять евреев. /Фото: besthdwallpaper.com


В первой половине прошлого века в Турции печатались еврейские газеты, дети Сиона так же молились в своих синагогах. А когда в Германии начались еврейские погромы, в Турцию пошел поток беженцев и оттуда. Страна их приняла.

Показательной можно считать историю о том, как турецкие консулы спасли евреев с греческого острова Родос во время его оккупации фашистами, объявив их подданными своего государства. Спасали евреев в те годы высокопоставленные турки и дипломатические работники и в других европейских станах – например, во Франции.

В вузах Стамбула, Измира, Анкары и других крупных городов появились педагоги еврейского происхождения.

Когда в 1949 году образовалось государство Израиль, Турция, будучи мусульманской страной, не побоялась признать его и даже установить с ним дипломатические отношения.

Сейчас в Турции проживает несколько десятков евреев. Большинство исторически сконцентрированы в Стабмуле, Измире и Эдирне. Как правило, это люди не бедные и имеющие в Турции неплохой бизнес. В стране даже есть евреи-миллионеры, которые владеют здесь землями, яхтами и шикарной недвижимостью.

В современных турецких городах проживают десятки тысяч евреев. /Фото: Анна Белова

В современных турецких городах проживают десятки тысяч евреев. /Фото: Анна Белова


В турецких городах, населенных детьми Сиона, есть еврейские синагоги и еврейские кладбища. В стране выходит старейшая еврейская газета «Шалом».

Евреи в Стамбуле

В начале прошлого века в Стамбуле насчитывалось до 54 тыс. евреев. Большинство из них составляли сефарды и процентов 6-7 – ашкеназы. В 1905-1907 годах город пополнился евреями, эмигрировавшими из России, где в те времена шли погромы. Беженцы трудились грузчиками, рыбаками, устраивались в лавки и на рынки мелкими торговцами. В то же время были и евреи-кузнецы, ювелиры. Определенную (правда, не очень большую часть) составляли банкиры, владельцы крупных торговых точек и промышленных предприятий.

Евреи приезжали в Стамбул от погромов. Здесь им было безопаснее. /Фото: nyafoto.ru

Евреи приезжали в Стамбул от погромов. Здесь им было безопаснее. /Фото: nyafoto.ru


Были среди еврейского стамбульского населения и служащие банков и госучреждений, правда, руководящие посты они не занимали. Это горожане, получившие хорошее европейское образование.

На рубеже XVIII-XIX веков в Стамбуле работало 40 синагог, в 1900 году была открыта еврейская больница, работали еврейские школы. В начале прошлого столетия в городе выпускалось множество еврейских газет.

Постепенно численность евреев в городе росла. И это несмотря на то что в связи с образованием Турецкой республики и неразберихой с законодательством в отношении еврейских общин многие стамбульские евреи понесли денежные потери, а также достаточное количество было депортировано в результате введения дискриминирующего налога (правда, быстро отмененного) на имущество иноверцев.

В то же время в 1923 году в Турции немусульманские религиозные меньшинства получили особые права (так называемая «защита меньшинств»).

Ашкеназская синагога в Стамбуле (район Галат). /toldot.com

Ашкеназская синагога в Стамбуле (район Галат). /toldot.com


В 1948 году евреев в городе проживало не менее 55 тысяч.

В конце 1940-х — начале 1950-х достаточно много стамбульских евреев переехало в Израиль. Однако позже около 10% из них вернулись. В любом случае численность детей Сиона после 1950-х годов снизилась. Финансовое положение же тех, кто остался, заметно улучшилось. В городе появилось много зажиточных евреев – бизнесменов, банкиров, выдающихся врачей.

Продолжали работать еврейские школы, а в 1955 году в городе открылась раввинская семинария.

В Стамбуле всю жизнь прожил еврейский поэт Йосеф Хабиб Герез, который довольно известен в Турции. Его настоящее имя Юсеф Герес и он никогда не скрывал своего еврейского происхождения, хотя стихи писал на турецком. Поэт умер в возрасте 94 лет, и теперь в его стамбульском доме открыт музей.

Поэт-еврей очень почитаем в Турции. /Фото: ayinpress.org

Поэт-еврей очень почитаем в Турции. /Фото: ayinpress.org


В наши дни отношение к евреям в Стамбуле проотиворечивое. С одной стороны, у большинства местного населения сохраняется традиционная толерантность и доброжелательность к представителям этой нации, проживающим по соседству. С другой – в связи с военными действиями в Газе определенная часть горожан стала высказываться враждебно по отношению к Израилю, выражая солидарность с мусульманским миром. Кое-где (правда, изредка), на стенах можно увидеть надписи в поддержку Палестины. Правда, их авторы выступают с осуждением именно государства Израиль, а не евреев как таковых.

Ну а в продолжение темы миграции детей Сиона по Земному шару читайте о том, Как иудеи появились в Прибалтике, хорошо ли им там жилось и много ли их на балтийской земле в наши дни.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1948
31.01.2024 21:15
В закладки
Версия для печати




Смотрите также