Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что если бы на очередное заседание партии, которое все так же проходило в пивнушке, не пришел Гитлер, то ново созданная партия осталась бы одной из множества ничем не примечательных. Политика партии предполагала синтез социализма и национализма и противопоставлялся интернациональному марксизму. Если, как гласит последний, у пролетариата не предполагается наличие отечества и отстаивание его интересов, то главной задачей провозглашается мировая диктатура пролетариата.
Отличие же Немецкой рабочей партии было в том, что пролетариату, входящего в него, была интересна Германия как их отечество. И именно ее благополучное будущее должно было обеспечить комфорт и стабильность для рабочего класса. Лидеры партии регулярно приводили агитационную работу среди благодарной публики в пивнушках.
Приход Гитлера и новый виток
Карл Харрер и Антон Дрекслер / ФОТО: www.life.ru
Пожалуй, именно то обстоятельство, что на одно из таких заседаний попал Гитлер стало ключевым. Произошло это спустя 9 месяцев с момента основания партии. На тот момент Гитлер работал офицером просвещения, это была должность аналогичная агитаторам в РККА. Он занимался просвещением армейского состава. Особенно ему нравилось связывать большевизм с еврейским вопросом. Гитлер был на хорошем счету у своего руководства и именно ему было доверено отправиться на одно из заседаний «маленькой, но очень гордой партии» и выяснить, нет ли там большевистских настроений.
Гитлер, придя на заседание, не смог промолчать по какому-то вопросу и развернулась активная дискуссия. В ходе, которой будущий фюрер показал все свои сильные стороны. Руководитель партии тут же обратил внимание на пылкого оратора и предложил ему стать членом их партии. Гитлер с решением не спешил. Он понимал, что намерения, которые продвигает партия рабочих стоящая и перспективная, но все это крайне плохо организовано. Но спустя какое-то время он согласился. В партию он вступил 55 членом.
Забавно, но, когда членам партии стали выдавать билеты, у Гитлера значился 555 номер. Просто нумерация начиналась с 500 номера, для того чтобы создать иллюзию массовости. Однако позже, после того как партия уже пришла к власти, номер партийного билета Гитлера был под номером 7. Таким образом его придвинули ближе к началу становления партии, якобы он был ее идейным вдохновителем и стоял у истоков. Хотя, на самом деле, это было далеко от правды.
Читайте так же: Хранимый дьяволом: Сколько раз покушались на Гитлера и почему каждый раз неудачно
Антисемитские настроения
У истоков немецкой рабочей партии / ФОТО: www.life.ru
Как только в партии рабочих Гитлер стал играть заметную роль, наметился первый раскол. Стали усиливаться радикальные антисемитские течения, которые не поддерживал лидер движения. Харрер, который на тот момент руководил партией, пытался удержать активность своих последователей. Его пугало, что слишком радикальные мысли отпугнут потенциальных членов партии. И это, несмотря на то, что антисемитизм был характерен для большинства немецких партий. К примеру, считалось нормальным запрещать евреям работать учителями, предполагалась квота на представленность в парламенте. Настроения же Гитлера были куда жестче.
Гитлер намеренно обострял конфликт и организовал митинг, хотя Харерр планировал и дальше организовывать встречи в пивнушках. Гитлеру удалось собрать крупный митинг и выступить там в качестве оратора. Харерр крайне опасался радикальных настроений Гитлера и доказывал ему, что партия должна быть скорее закрытая.
Однако в этой борьбе Гитлеру удалось удержать победу и он, организовав митинг огласил на нем о создании новой партии НСДАП. Харерр ушёл с поста руководителя партии. Его место занял Дрекслер, с которым они разрабатывали партийную программу и митинг совместно. Однако вторые роли были Гитлеру не по душе. Он обвинил его в связях с немецкими социалистами и заявил о необходимости распустить верхушку партии. К этому времени Гитлер уже был отличным оратором, на его выступления приходило посмотреть множество людей. Немудрено, что остальные члены партии поддержали Гитлера, так он стал руководителем НСДАП.
Читайте так же: Что Сталин и Гитлер говорили друг о друге и пытались ли договориться о личной встрече
Знакомство Штрассеров с Гитлером
Братья Штрассеры / ФОТО: www.eot-su.livejournal.com/
Отто Штрассер на тот момент тоже был заметной фигурой на политической арене. Сначала он был активистом социалистического движения, руководил «красным» объединением берлинских рабочих. В 1920 году, Грегор – старший брат Отто, на тот момент уже состоявший в нацистской партии, познакомил его с Гитлером. Отто вступит в партию нацистов спустя пять лет и возглавит главную партийную газету. В тот период нацисты позиционировали себя партией рабочих и призывали голосовать за фронтовика Гитлера. В этот же период в партию приходит Геббельс, который тоже отвечает за публицистику.
Примечательно, что на тот период Геббельс был ярым сторонником национального социализма. Вместе с братьями Штрассерами они начали активно переделывать программу партии, желая сделать из нее инструмент для классовой борьбы. Грегор подготовил и распространил новые тезисы программы вместо устаревших гитлеровских. Основные требования были в следующем: национализация промышленных и банковских предприятий, поддержка рабочих и их забастовок. Во внешней политике предлагалось ориентироваться на опыт России, поддерживая союз с ней против капиталистического мира.
Помешать всему этому Гитлер не мог, поскольку в 1923 году после пивного путча он получил пять лет заключения. И партия в буквальном смысле уплывала из его рук. Правда из тюрьмы он вышел спустя 9 месяцев. Однако этого было достаточно, чтобы в партии начался раскол. В 1926 году программа Штрассеров была поддержана на партийной конференции. Сторонники Гитлера пытались было возразить, но в тот момент будущий ярый сторонник фюрера Геббельс, воскликнул, что если сторонники Гитлера против нововведений, то значит и самого Гитлера бы стоило исключить из партии.
Геббельса в партию втянул Грегор Штрассер / ФОТО: www.diletant.media
Гитлер своих сторонников собрал в этом же году, он требовал отказа от программы Штрассеров, надавив на запрете экспроприации земель. Геббельс, достаточно быстро переметнулся на сторону Гитлера, за что получил высокую должность. Фюрер высоко ценил способности Геббельса, и он явно не подвел его надежды. Грегор Штрассер тоже уступил Гитлеру и был назначен ответственным за пропаганду партии. Только Отто Штрассер продолжал стоять на своем и поддерживал социалистов.
Вскоре это привело к открытому противостоянию, и они, обвинив друг друга в поддержке капитализма с одной стороны и марксизма с другой – развели свои дроги. В частности, Отто и его сподвижники вышли из партии. При этом, нельзя сказать, что у Штрассера было мало последователей. Многие представители рабочего класса откровенно ему симпатизировали.
В 1930 году Отто Штрассер организовал «Черный фронт», они занимались изготовлением антигитлеровских листовок. В 1931 году ими был организован мятеж, к которому примкнули некоторые высокопоставленные представители партии нацистов. Однако Гитлеру удалось сгладить ситуацию и большинство участников отказались от задуманного. После того как партия, возглавляемая Гитлером, пришла к власти официально, штрассеровцам пришлось уйти в подполье. Многие были арестованы, расстреляны. Сам Отто удачно покинул квартиру за несколько часов до ареста и уехал из страны. Обосновавшись в Чехословакии, он продолжил антигитлеровскую пропаганду. При этом на него самого велась постоянная охота – Гитлер не умел прощать. В 1934 году был убит Грегор Штрассер по личному приказу Гитлера, при этом он оставался его сторонником и не имел отношения к делам брата.
Современные историки уверены, что «Черный фронт» не представлял для Гитлера серьезной опасности. Однако сам фюрер его крайне опасался. Он ненавидел Штрассеров всей душой и считал их личными врагами. После окончания войны Отто пытался вернуться в политику, но везде был чужим. Своего главного соперника Отто пережил намного, скончался от в возрасте 76 лет.
Геббельс, которого в партию ввел Штрассер, испытывал явную симпатию к русским и России.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: