Современное искусство   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    



Когда очередной шедевр современного искусства уходит с торгов за баснословную сумму, обыватели хватаются за голову со словами: "Как за это можно платить хоть что-нибудь?!" Блогер Артём Субботин решил провести свой эксперимент выходного дня и доказать, что в современном искусстве важно не содержание, а форма или история. И вот что у него получилось.


2015 год. Париж. Я не попал на самолет, следующий из Парижа в Дуалу (Камерун), так как купил билеты на месяц позже, в общем моя стандартная ситуация. Сижу, думаю, чем заняться следующие две недели, так как обратный билет в Россию уже куплен. Попутно копаюсь в телефоне в поисках недорого хостела. Слышу кто-то откашливается прямо над моим ухом:
- Мёсьё, экскюзе муа! Парле-ву франсэ?
- Нон, жё нё парль па франсэ, - отвечаю я единственное, что знаю
- Парле-ву…рюс?, - не унимается француз
- Да, по-русски могу, - выдаю себя и обрекаю на беседу
- Как хорошо! Я хорошо знаю русский, мёсьё!

Ну все, я уже предчувствую начавшийся развод, где я скорей всего жертва. Так как обычно нам никогда нет дела до наших соседей по пространству.
Незнакомец смотрел на меня через толстые заляпанные линзы очков, улыбаясь за седыми усами с закрученными кончиками. На вид ему было лет 45-50, по европейским меркам мы с ним почти одногодки, мне тогда было 32. Одет он довольно опрятно в пальто и кожаную шляпу с широкими полями.

Художники Монмартра.

Художники Монмартра.


- Мёсьё, мое имя Юдо, а как вас зовут?, - почти без акцента произнес француз.
- Артем, - в напряжении сказал я
- Артем, мне очень приятно приветствовать вас в Париже! Вы откуда?, - не унимался мой новый знакомец
- Я из России, Ижевск, - все больше напрягался я
- О, это прекрасно Артем! Россия, Россия! Моя бабушка из России. Я много раз там был.
- Здорово, у вас отличный русский, Юдо, - я решил называть его по имени, чтобы не забыть как его зовут
- Вы наверно думаете зачем я вам подошел?, - похоже Юдо приближался к кульминации нашего общения
- Да, мне любопытно, - даже немного расслабился, что сейчас все прояснится
- Видите ли, Артем, я художник. Конечно, ни какой-то известный, даже скажу честно, совсем неизвестный…, - Юдо опустил глаза.
- Так, понятно, - ха, я уже понял, меня будут разводить на портрет или еще какую живопись…
- Я пишу в стиле ар-брют, это такое маргинальное искусство, хорошем смысле этого слова, - продолжал художник
- Отлично, искусство это хорошо…, - я старался быть вежливым
- Уи, мёсьё! А еще я основатель нового движения в искусстве! Я назвал его «netsocialis art», это значит искусство социальных сетей! Как вам?
- Да, интересно. Но я правда очень далек от всего этого.
- Артем, у вас же есть социальные сети? Facebook?
- Да, конечно.
- Сколько у вас там друзей?
- Почти 3000 друзей и где-то 2000 подписчиков…, - немного кокетливо произнес я
- Сэ жэниаль! 3000 друзей! Я вам расскажу о своем замысле и возможно вы мне сможете помочь.
- Юдо, простите, у меня не очень много времени и я уже собирался идти в гостиницу, - я решил встать со скамьи и идти прочь.

Но художник быстро опустился на колени, прямо в мелкий гравий которым была усыпана алея Рефюзник, схватил меня за лямку рюкзака и стал нарочито громко, чтобы чтобы все окружающие нас туристы слышали тараторить:
- Артем, позвольте только пять минут вашего драгоценного внимания, только пять минут и я больше вас не побеспокою…
- Вставайте, вставайте… хорошо, я вас слушаю, - я просто был багровым от смущения и злости на себя, что такое со мной произошло.
- Превосходно, Артем. Сразу к делу. Вы же знаете о том, что ценность современного художника не в том, насколько он талантлив или профессионален, а в том, как оцениваются его работы. Сколько стоит его имя… Кто-то может какать в банки и продавать это за сотни или миллионы евро. Но за этим стоит целая армия менеджеров, арт-директоров, галеристов и еще больше денег.
- Да, понимаю
- Так вот мёсьё, идея моего движения «netsocialis art», заключается в том, что стоимость искусства будет формироваться пользователями социальных сетей, а не какими-то Christie, Sotheby или Drouot, которые кредитуют покупателей на миллионы долларов, раздувая рынок.
- Хорошо, вашу идею я понял. А чем я могу вам помочь, Юдо?
- Спасибо, что спросили Артем! У вас много друзей в социальных сетях и я хочу вам предложить стать перым адептом моего движения и распространителем моего искусства!
- Юдо, это очень далеко от меня, я занимаюсь совсем другими вещами… я работаю в ИТ-компании.
- Артем, вам не нужно разбираться в том, в чем никто уже давно не разбирается. Нужно сделать только одну вещь: взять мою работу, увезти ее в Россию и через 4 года рассказать об этой встречи своим facebook-друзьям, с предложением купить мою работу. Я не думаю, что кто-то даст за нее большие деньги, это и не важно, главное получить оценку социума. У верен, что потом эта работа будет стоить в тысячи раз дороже!
- Очень странно, т.е продаю вашу работу за какие-то скромные деньги, а потом кто-то богатеет на ней? Почему бы мне просто не придержать вашу работу у себя?
- Нет, Артем, так это не работает. Кто-то дает искусству жизнь, как мы с тобой, а кто-то зарабатывает на нем. Я вижу людей, ты чистый человек.
- Ой, какая мистика… ну хорошо. Я возьму вашу работу, увезу ее в Россию, продам, это все?
- Да, и я буду вам за это сильно благодарен. А ваше имя, как и имена сотен других людей, кому я передаю свои работы войдут в историю «netsocialis art».
При этих словах, Юдо полез в рюкзак и вытащил сверток размером 20 на 30 сантиметров, это был холст обернутый вощенной бумагой и мешковиной, перетянутый бечевкой.
Он протянул этот сверток мне:
- Только прошу, не открывай его пока не прилетишь домой
- А если там под тканью героин или кокаине, - спросил я его
- Нет, Артем что ты, как можно! Хорошо, ты можешь открыть его в гостинице, чтобы проверить. Но не продавай раньше чем через четыре года, это условие.
- Хорошо, - сунул сверток в рюкзак и пожал руку этому странному художнику.
- О ревуар, Артем! Через 4 года! Не раньше!

Честно скажу, что про историю с художником я вспомнил только когда нашел этот диалог в «заметках», после отыскал и сверток, который был завален детскими книгами. Правда времени прошло значительно больше чем 4 года, почти 5 лет. Но, делать нечего, как и обещал Юдо, я выкладываю его работу. Готов отдать любому, кто предложит максимальную цену. Раз сегодня воскресенье, давайте зафиксируем, что окончание торгов будет в понедельник, 19 августа в 23:50.

Блогер Артём Субботин.

Блогер Артём Субботин.


Этот пост, появившийся на странице Субботина Артема в Фейсбуке, оказался выдумкой. И на то была причина. Он прочёл материал о звезде «дикого искусства» Фоме Яремчуке, который оказался фейковым персонажем. Оказалось, что историю о нём придумала группа «художников», чтобы дорого продавать рисунки никому не известного автора. И Артём Субботин решил, что провести эксперимент, который бы доказал, что творчество не имеет цены, а люди готовы платить не за продукт художника, а просто за красивую историю. Он задумал написать картину, придумать историю и попытаться продать свой шедевр по максимальной цене.

Сначала Артём отправился в магазин художественных товаров и купил: холст (20X30) за 381 рубль, набор масляных красок за 428 рублей, мастихин за 167 рублей и кисть за 128. Итого бюджет на шедевр 1104 рубля. А вернувшись домой долго крутил в руках кисть, вспоминая, как правильно её держать.

Действовал Артём быстро. Сначала он размазал желтую краску по холсту, но решил, что получилось пустовато, хотя и такое можно попытаться продать. Добавил красного, цвета принялись смешиваться, предыдущая краска не высохла. Полез в интернет почитать сколько сохнет масляная краска. Оказалось, три дня (или неделю). Но так долго он не мог ждать.

Творение кисти Артёма Субботина.

Творение кисти Артёма Субботина.


Снял мастихином лишний слой желтой краски, покрыл полотно черным, будь что будет. Холст почернел. Несколькими энергичными движениями, словно рубанком по доске, местами снял черную краску с поверхности, чтобы проступила желтая. Потом вспомнил, что в искусстве главное - не переусердствовать, чтобы не получился «А-ля Сафронов». Убрал шедевр на полку, чтобы краска высохла. Всего на картину Артём потратил 46 минут, еще три дня ушло на высыхание (с феном).

Продаётся!

Продаётся!


Оставалось придумать историю. На это ушло три часа работы за ноутбуком. Место действия, конечно, Париж. За основу диалога был взят разговор на Патриарших из «Мастера и Маргариты». Позже он признавался, что к концу своего перфоманса он устал, запал угас, не раскрыл идею персонажа, не додумал возникновение термина «netsocialis art». Финальный аккорд - вставил в диалог момент, что продаёт картину за любую максимальную цену. Закончил опус, опубликовал в Фейсбуке и стал ждать… Кстати, сделал окончание торгов во вторник не просто так, картина не успела бы высохнуть раньше.

Счастливый обладатель картины.

Счастливый обладатель картины.


Пост полетел и начал набирать лайки, шэры и комменты… Ставка 1000, вторая 2000, 3000, 10000 рублей. Продано! Лот уходит счастливчику @teodorix за баснословные 10000 рублей!

Итак, что же это было – перфоманс-эксперимент или чистой воды мошенничество? Покупатель поверил Субботину Артему, так как у него есть социальный капитал (друзья-подписчики), он поверил в историю, которую он написал. Возможно у него сработал какой-то личный триггер на этот материал. Выходит, он воспользовался кредитом доверия и выманил деньги за никому не нужную мазню? Сразу оговоримся, что деньги покупатель получил обратно. Да и картина, оцененная в 10 тысяч рублей осталась у него. Публикации в СМИ добавили ценности картине, и если эту историю правильно раскрутить, то продать картину получится ещё дороже.

Какие же выводы сделал после этой истории «виновник торжества» Артём Субботин?

«Никому не нужно искусство, как искусство. Люди хотят быть частичкой чего-то большого, какой-то важной истории. Работы Энди Уорхол стоят миллионы не потому, что он лучше всех рисует баночки супа, а потому что в его историю поверили и подкрепили веру зеленым долларом. Да и деньги являются лучшей иллюстрацией ценности через веру. Правительство выпускает нарезанные цветные бумажки, заявляя что у каждой есть некий номинал, какая-то бумажка стоит один доллар и на нее можно купить булавку, а какая-то сто и на нее можно купить билет на самолет. Пока мы все верим в это, ценность сохраняется, как только большая часть перестает верить, произойдет обвал валюты. Примеров множество, даже взять оценку стартапов, как только мы договариваемся, что компания оценивается миллион долларов, она обретает эту стоимость. Думаю, вы и сами прекрасно понимаете все это. Люди покупают миф (в хорошем смысле). Так было всегда и так будет и дальше.

Как это не смешно, но черно-желтая картина под названием #volu размером 20X30, начинает приобретать ценность. Прилипшие к ней истории о французе Юдо, о том, что это ложь, об эксперименте в ходе которого она появилась, о том, что за нее заплатили 10000 рублей, и еще много-много всего, сделало ее артефактом. Think about it man!»


В качестве постскриптума



Картину уже перенесли на футболки

Картину уже перенесли на футболки


Кстати, картину уже перенесли на футболки и сделали мерч. Эксперимент превратился в перформанс, показывающий, что цену имеет не творчество само по себе, а то, во что мы это творчество оборачиваем.

Огромный интерес у поклонников современного искусства вызывают провокационные «картинки» для взрослых от современного гения сюрреализма.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








13910
21.08.2019 22:06
В закладки
Версия для печати




Смотрите также