История и археология   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Первое в России женское учебное заведение довольно долго было овеяно ореолом романтизма. Созданный по проекту президента Академии художеств Ивана Бецкого и по приказу Екатерины II институт благородных девиц стал началом реформ в области просвещения. Предполагалось, что здесь будут воспитывать людей нового типа, поэтому ученицы должны были придерживаться определённых и довольно строгих правил. К сожалению, выпускницы часто сохраняли о годах учёбы в Смольном далеко не самые приятные воспоминания.


12 лет вне семьи

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на катке. Выпускной альбом 1889 года. / Фото: www.photochronograph.ru

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на катке. Выпускной альбом 1889 года. / Фото: www.photochronograph.ru


Принимали в институт дочерей дворян и высших чиновников. Одни девочки учились здесь за счёт ведомств, где служили их отцы, пребывание других оплачивалось благотворителями, семьи третьих ежегодно вносили взносы за обучение. Девочка поступала в институт в возрасте 6 лет и до своего 18-летия была практически полностью оторвана от семьи. Согласно договору, подписываемому родителями, воспитанница не имела права покидать стены Смольного. Лишь те, чьи семьи жили в Петербурге, имели возможность изредка встречаться с родственниками под присмотром классных дам. Остальные довольствовались только письмами, проходившими цензуру. Тоска девиц по дому становилась предметом осмеяния.

Ограничение общения

Урок гимнастики в Смольном институте. / Фото: www.photochronograph.ru

Урок гимнастики в Смольном институте. / Фото: www.photochronograph.ru


Воспитанниц вывозили на прогулки и светские мероприятия, однако эта практика в XIX веке была прекращена. С тех пор уделом учениц были ежедневные получасовые прогулки на территории институтского сада и единственный в году выезд на летнюю прогулку в Таврический сад, на время которой посетителей в него не пускали. Такая оторванность от внешнего мира привела к появлению термина «институтка», ставшего впоследствии символом жеманности, излишней впечатлительности и оторванности от жизни.

Жёсткий режим

Воспитанницы Смольного института на прогулке в саду за игрой в теннис. / Фото: www.photochronograph.ru

Воспитанницы Смольного института на прогулке в саду за игрой в теннис. / Фото: www.photochronograph.ru


Барышни в Смольном жили в соответствии со строгим распорядком. Вставали в шесть утра по звонку, поспать лишние пару минут было невозможно, ибо дежурные тут же безжалостно срывали одеяла с замешкавшихся. В семь утра начиналась общая молитва, после – скудный завтрак в институтской столовой. Все перемещения происходили исключительно строем и без единого лишнего звука. Построение могло занять час и повторяться многократно, пока классная дама не останется довольна скоростью построения и стройностью рядов.

Скудное питание и холод

Столовая. Выпускной альбом 1889 года. / Фото: www.econet.ru

Столовая. Выпускной альбом 1889 года. / Фото: www.econet.ru


Девицы в Смольном страдали, в первую очередь, от скудного питания, во вторую – от постоянного холода. Нередкими были драки за краюшку хлеба, а ради утоления голода воспитанницы грызли мел, грифель и бумагу. Не меньше страданий причинял холод. Порой температура в спальнях утром едва достигала восьми градусов, а девочки должны были спать в простой рубашке под двумя лёгкими простынями и тонким одеялом, ничуть от холода не спасавшими. Воспитатели почему-то считали, что голод и низкая температура идут девицам на пользу, на деле же многие барышни получали хронические болезни, некрасивую осанку и редкие тусклые волосы.

Никакой индивидуальности

Смольный институт благородных девиц. Медицинский осмотр. Выпускной альбом 1889 года. / Фото: www.b17.ru

Смольный институт благородных девиц. Медицинский осмотр. Выпускной альбом 1889 года. / Фото: www.b17.ru


Все воспитанницы были разделены на четыре «возраста» по три года. Каждому соответствовала форма определённого цвета, которую должны были носить девочки. У младших воспитанниц были платья кофейного цвета, у девочек 9-12 лет – синие, 12-15 – голубые, старшие барышни облачались в белые. Особо отличившиеся шесть выпускниц могли рассчитывать на получение отличительного знака – золотого вензеля с инициалами императрицы. Причёсываться девочки должны были тоже определённым образом, различались причёски для младших и старших.

Смирение и покорность

Воспитанницы Смольного института на занятиях по ручному труду. / Фото: www.photochronograph.ru

Воспитанницы Смольного института на занятиях по ручному труду. / Фото: www.photochronograph.ru


Запрет на телесные наказания заставлял классных дам находить множество способов воздействия на учениц. Широко практиковались публичные унижения, следовавшие за любой провинностью. Плохо заштопанный носок прикреплялся к платью девочки и каждый мог видеть, какая она неумёха. Приколотая бумажка означала, что ученица на уроке возилась с ней. За какие-то провинности девиц заставляли есть стоя, а какие-то приводили к лишению на время передника. Поводом для наказания был и ночной энурез, которым страдали некоторые девочки. Воспитанницам не разрешалось спорить с наставниками, быть любопытными, задавать вопросы и вообще проявлять характер. Приветствовались скромность, покорность и покладистость, которые сделали бы из выпускниц примерных послушных жён.

Обожание

Воспитанницы Смольного института в гостиной за вышиванием и чтением. / Фото: www.photochronograph.ru

Воспитанницы Смольного института в гостиной за вышиванием и чтением. / Фото: www.photochronograph.ru


Закрытый девичий коллектив породил особый феномен «обожания». Младшие воспитанницы возводили в культ старших, учителей или даже священника, после чего обожавшая называла себя чьей-то адоратрисой и старалась оказывать предмету своей страсти разные мелкие услуги, почитая за честь пострадать за него. К примеру, без тени неудовольствия съесть кусок мыла. При этом взаимность чувств никакого значения не имела. Если, к примеру, молодой педагог объявлял о своей предстоящей женитьбе, адоратрисы тут же начинали обожать его невесту, которую никогда в жизни не видели. Предметом общего поклонения были члены царской семьи.

Образование

Воспитанницы Смольного института на уроке географии. / Фото: www.photochronograph.ru

Воспитанницы Смольного института на уроке географии. / Фото: www.photochronograph.ru


При Екатерине II уровень образования был очень достойным, девицы изучали гуманитарные, точные и естественные науки, а ещё музыку, рисование и рукоделие. Но уже в XIX веке науки отошли на задний план, а внимание стало уделяться пению, танцам и музицированию. Впрочем, даже уроки домоводства нельзя было назвать полезными, ибо девицы за процессом приготовления еды наблюдали лишь со стороны.



Стоит отметить, что после окончания Смольного института выпускницы его очень плохо приживались в обществе и имели репутацию барышень, полностью оторванных от реальной жизни. По жесткости и строжайшей дисциплине порядки в этом учебном заведении можно сравнить отчасти с хореографическими школами, где вся жизнь воспитанниц подчинена только одному божеству - танцу.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







13010
3.08.2021 15:59
В закладки
Версия для печати





Смотрите также