Арт   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Стоя на пороге 90-летнего юбилея один из крупнейших кинематографистов века прошлого и века нынешнего Роман Полански, продолжает неустанно трудиться в сфере, которую выбрал для своей самореализации более семи десятилетий тому назад. За длительную режиссёрскую и актёрскую карьеру он собрал в свою копилку все главные и престижные награды киноиндустрии. И на фоне всего этого он прожил такую огромную и такую непростую жизнь, наполненную взлетами и падениями, встречами, расставаниями и трагедиями, что многим и не снилось. Именно поэтому в канун юбилейного торжества хотелось бы перелистнуть самые значимые страницы жизни и творчества режиссёра, чтобы узнать секрет его грандиозного успеха.


Креативный, яркий, вспыльчивый, беспощадный, «типичный Наполеон», могиканин мира кино, один из самых пессимистичных режиссеров - именно таким знают коллеги Романа Полански на съёмочной площадке. Но никто не может с точностью сказать, в чём именно состоит его индивидуальность и авторский почерк, как режиссёра, снявшего 25 фильмов в различных жанрах и стилях, слишком уж не похожих друг на друга. Зато каждый может этот почерк почувствовать. Дело в том, что богатая и разнообразная фильмография мэтра во многом сводится к его личной биографии, насыщенной страшными, а порой и трагическими событиями.

Роман Полански - польско-французский кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер и киноактёр.

Роман Полански - польско-французский кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер и киноактёр.


За 70 лет своей карьеры в киноиндустрии Роман Полански стал обладателем «Золотой пальмовой ветви» (2002), «Золотого медведя» и «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля (1966), «Золотого льва» Венецианского фестиваля, «Оскара», «Сезара», «Золотого глобуса», премии BAFTA за лучшую режиссуру, также «Феликса» за вклад в развитие кино и еще огромного множества наград и престижных призов.

Детство и семья


Будущая легенда мирового кинематографа родился 18 августа 1933 года в еврейской семье Мойзеша и Булы Либлингов в Париже. При рождении ребенок получил имя Раймунд Роман Тьерри. Родные же звали его ласково Ромеком. Уже с ранних лет трагические события Второй мировой войны, связанные с немецкой оккупацией и гонением евреев, разделением семьи и потерей близких глубоко отпечатались на судьбе будущего режиссёра.

В 1936 году его семья переехала в Польшу, а с началом войны, была угнана вместе с другими евреями в Краковское гетто. Вскорости мать и бабушка мальчика погибли в концлагере Освенцима, дядя был убит в Бухенвальде. Семилетнему Роману чудом удалось избежать участи родных. Отец помог сыну сбежать, проделав дыру в заборе, и использовав все сбережения, чтобы укрыть сына в католической семье. Первоначально мальчик скрывался под именем Роман Вильк. Позже Ромека приютили супруги Путек, а в 1943-м он жил в крестьянской семье в деревне, откуда сбежал в Краков и жил, где придётся.

Роман Полански в детские и юные годы.

Роман Полански в детские и юные годы.


До конца войны Ромек постоянно находился под страхом смерти, скрываясь от немцев. А однажды его поймали и чуть не застрелили. Это был один из самых страшных моментов, врезавшийся в память еврейскому мальчонке на всю оставшуюся жизнь: немцы использовали его как живую мишень.

По окончании войны Роман встретился с отцом и сестрой, сумевшими пережить ужасы немецких лагерей. Отец, чтобы создать нормальную жизнь своим уцелевшим детям, женился на Ванде Заячковской и под её влиянием изменил имя и фамилию на Ришард Полански, полагая, что быть поляком проще, нежели евреем. С тех пор Роман также стал носить эту фамилию.

В школе парнишка учился плохо, и только по рисованию получал хорошие оценки. Из-за войны он очень поздно научился читать, и даже в 13 лет с этим делом у него не очень ладилось. Однако, не испытывая ни малейшего интереса к наукам, парень всеми фибрами души тянулся к школьному театру, в котором был задействован в постановках. Ему казалось, что события, разворачивающиеся на сцене, куда реальнее того, что творится вокруг.

Роман Полански - молодой актёр и режиссёр.

Роман Полански - молодой актёр и режиссёр.


Как-то посмотрев чёрно-белый фильм под названием «Выбывший из игры», Роман настолько им впечатлился, что и по сей день называет его своим любимым фильмом. Именно он подвиг юношу к мечте о кинокарьере. Однако после окончания школы двери в вузы Кракова и Варшавы оказались для него закрыты. Не приняли его и в школу эстрадного актерского мастерства, мотивируя тем, что на такое щуплое телосложение практически нет ролей. Но судьба всегда посылала ему нужных и добрых людей. В 1948 году Роман Полански познакомился с директрисой детской театральной труппы «Весола Громадка» в Кракове, которая взяла его в свой коллектив.

Вскоре талант Полански был замечен режиссером Антонием Бохдзевичем, пригласившим юношу в кинокартину «Три повести». В 1953 году состоялся его актёрский кинодебют, а через два года молодому актёру удалось получить роль второго плана в драматической картине «Поколение» у выдающегося режиссера Анджея Вайды, что помогло юноше поступить в киношколу. Получив, наконец, образование Роман занялся режиссурой. В конце 50-х он дебютировал со своими короткометражными работами, в которых угадывались и переживания маленького Либлинга, и основные мотивы будущего творчества Полански. А уже в средине 60-х он, став одной из важнейших фигур польского кинематографа, начал двигаться на Запад. Сначала в Париж, потом в Америку.

Роман Полански - польско-французский кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер и киноактёр.

Роман Полански - польско-французский кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер и киноактёр.


В дальнейшем в жизни у Полански было много всего - и хорошего, и не очень, а порой и вовсе трагического. Он был молодым и амбициозным режиссёром, когда потерял любимую жену и нерождённого ребёнка. Чтобы пережить утрату и вернуться к жизни, уехал из Европы покорять Америку. Оттуда в конце 70-х он был вынужден бежать из-за обвинения в изнасиловании несовершеннолетней девушки. В 2009 году сидел в тюрьме в Швейцарии по тому же обвинению тридцатилетней давности. И на фоне всего этого он снимал кино, где странным образом интерпретировал собственную биографию.

После этого и приходит понимание того, почему в фильмах режиссера Полански превалирует зло в разных его проявлениях, которое зачастую побеждает добро и, почему основной их тематикой критики называют насилие, смерть и вуайеризм.

Личная жизнь


Так по судьбе сложилось, что женами мэтра всегда были женщины, принадлежащие к миру кино. У Романа Полански был собственный подход к работе с актрисами. Он умел очаровать их до такой степени, что независимо от статуса и возраста, многие из них оказывались в объятиях режиссера. И это позволяло актрисам на съемочной площадке раскрепощаться так, как того требовал сценарий.

Роман Полански.

Роман Полански.


Недаром же в режиссёрской среде бытует мнение: чтобы фильм получился шедевральным, режиссёр должен быть влюблён в актрису. Иначе не возникнет химия, которую почувствуют сидящие в зале зрители. Вот Полански и влюблялся. Искренне. И каждый раз...

Барбара Квятковская - первая жена


Еще учась в Высшей школе и практикуя киноэтюды, Полански женился на польской танцовщице Барбаре Квятковской, ставшей благодаря мужу, вначале 60-х кинозвездой.

Барбара Квятковская и Роман Полански.

Барбара Квятковская и Роман Полански.


На момент знакомства с Романом девушка делала первые шаги в артистической карьере. Полански помог своей избраннице проявиться, сняв её в своей 20-минутной элегии под названием «Когда падают ангелы» (1959). Ярко сыграв роль второго плана, Барбара была замечена другими режиссерами, которые стали приглашать её на главные роли. Карьера молодой актрисы пошла вверх, чего нельзя было сказать о её муже - начинающем режиссёре. Поэтому и не удивительно, что наспех созданная семья треснула по швам через два года

Катрин Денёв - пассия Полански


Однако 1962 год для Романа ознаменовался не только разводом, но и прорывом в карьере. Он снял полнометражку под названием «Нож в воде» (1962), которая на международной киноарене прогремела с особой силой. Молодой режиссёр получил номинацию на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и принял решение окончательно перебраться из Польши во Францию.

Катрин Денёв и Роман Полански.

Катрин Денёв и Роман Полански.


В 1965 году на экраны вышла еще одна яркая картина режиссера, снятая на Лондонской киностудии. Это был триллер под названием «Отвращение». На главную роль молодой женщины, страдающей параноидальной шизофренией и страхом перед мужчинами, режиссёр позвал француженку Катрин Денёв. Между актрисой и мэтром завязался служебный роман. Денёв была буквально прижата к стене неукротимой энергией Полански. Она признавалась, что в тот момент "Роман был очарователен, он умел завораживать своей энергией с первых же секунд". Катрин же на тот момент была эмоционально разбита, ведь переживала разрыв с Роже Вадисом, от которого в 1963 году родила сына.

Пара влюблённых проводила много времени вместе, посещая клубы, рестораны и путешествуя. Но продлилось это не долго. В конце 1965 года они расстались, и актриса вышла замуж за британского фотографа Дэвида Бэйли.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: От неё теряли голову Ален Делон и Марчелло Мастроянни: 7 самых ярких романов французской кинодивы Катрин Денев.

Шэрон Тейт - вторая жена Полански


Отношения с актрисой Шэрон Тейт стали для Романа Полански самыми яркими, но в то же время самыми трагичными, от которых он потом долго не мог оправиться. Шэрон и Роман познакомились в Лондоне. Она должна была сыграть главную роль в его новом фильме «Бал вампиров» (1967). И так случилось, что изначально ни режиссёр, ни актриса друг другу не понравились.

Роман Полански и Шэрон Тейт.

Роман Полански и Шэрон Тейт.


Полански, вопреки мнению продюсеров, считал, что эффектная блондинка совершенно не подходит на роль, поскольку ему нужна была рыжеволосая красавица с четким европейским типажом, а Тейт больше смахивала на американку. Шэрон же в свою очередь увидела в низкорослом, циничном иностранце с жутким акцентом и оскорбительно-глупым чувством юмора, отталкивающе неприятного типа. Однако уже на первых дублях между ними пробежала искра. А вскоре и вовсе молодой режиссер «отбил» возлюбленную у голливудского стилиста Джея Сэбринга.

Сначала это был лишь легкомысленный роман, который со временем перерос в глубокие чувства. Полански был настолько покорен личностными качествами Шэрон, что готов был не только снимать ее в каждой своей картине, он взял её в жёны, 20 января 1968 года поведя под венец. Актриса забеременела и возлюбленные ждали пополнение. Но счастье оказалось недолгим. В ночь с 8 на 9 августа 1969-го Шэрон Тейт была зверски убита. Как выяснилось позже, убийство совершили люди из секты Чарльза Мэнсона. Шэрон скончалась от многочисленных ножевых ранений. До родов ей оставалось всего две недели. По сути это было двойное убийство. В итоге всё, что было так дорого Роману Полански было разрушено в один момент... После смерти жены, пережив длительный период нервного срыва, режиссёр отправился в Голливуд. Но уже через 8 лет вернулся обратно в Европу.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Роман Полански и Шэрон Тейт: Прерванное счастье одной из самых ярких пар Голливуда.

Настасья Кински


Спустя 10 лет после трагедии, в 1979 году мир увидел душераздирающий драматический триллер Полански под названием «Тэсс», который он посвятил своей погибшей жене. На память о Шэрон у Романа осталась подаренная ею книга Томаса Харди «Тэсс из рода д`Эрбервиллей», по которой он и создал свой киношедевр. В главной роли в картине снялась молоденькая актриса Настасья Кински. За 3 года до этого 15-летняя немка и 43-летний режиссёр стали любовниками. А картина «Тэсс» уже стала итогом их головокружительного романа. Её невероятно положительно оценили и критики, и зрители, и киноакадемики, присудившие фильму трех «Оскаров». Актриса же тогда за свою роль получила «Золотой глобус».

Настасья Кински и Роман Полански.

Настасья Кински и Роман Полански.


Долгое время Роман не мог справиться с горем. А в 1976 году дал своей личной жизни еще один шанс. Полански начал отношения с Настасьей Кински, с которой была невероятная разница в возрасте. Со временем их отношения распались, но Роман многое вложил в эту девушку. Он пытался воспитать ее не только как актрису, но и как личность. Тратился на курсы актерского мастерства у известных в этой сфере личностей и это лишь малая часть его заслуг.

Эммануэль Сенье, третья супруга режиссера


В 1989-м Полански в который раз решил попытать счастья на личном фронте. На этот раз его избранницей стала начинающая актриса и модель французского происхождения Эммануэль Сенье, моложе режиссера на 33 года. В поисках новых ролей Сенье познакомилась с агентом, который устроил ей частное прослушивание у Романа Полански. Девушка невероятно впечатлила режиссёра и красотой, и талантом. Позже он вспоминал: «Настоящая француженка — невозмутимая, хладнокровная и прекрасная. Конечно, в жизни Сенье не такая. Она очень славная». Эммануэль же сознавалась, что изначально не хотела соглашаться на свидания с Романом по многим причинам. Но со временем её подкупили его «почтительность и честность». «Дело в душе, а душа у Романа прекрасная» - решила для себя актриса и пошла с режиссером под венец 30 августа 1989 года.

Впоследствии Эммануэль появилась в 6-ти картинах мужа, таких как, «Горькая луна», «Венера в мехах», «Девятые врата», «Неукротимый», «Основано на реальных событиях» и «Дело Дрейфуса».

Роман Полански и Эммануэль Сенье.

Роман Полански и Эммануэль Сенье.


Их брак оказался крепким: Роман и Эммануэль неразлучны до сих пор. Жена Полански за 34 года совместной жизни стала для гения не только боевой подругой, музой и хранительницей домашнего очага, она стала матерью двоих его детей. Эммануэль подарила режиссёру, то о чем он мечтал много лет. через пять лет после рождения дочери Морганы в семье появился еще сын Элвис.

 Роман Полански и его дети: дочь Моргана (1993) и сын Элвис (1998).

Роман Полански и его дети: дочь Моргана (1993) и сын Элвис (1998).


Их дочь решила продолжить династию и поступила актерский факультет лондонского Драматического центра. Сейчас она известна как актриса, сыгравшая роль принцессы Гизеллы в фильме «Викинги», а также задействована в эпизодических роях в нескольких фильмах отца. Элвис также связал свою жизнь с миром кино и уже успешно сыграл в паре кинолент. Хотя широкой аудитории пока малоизвестен.

Скандальное прошлое, идущее по пятам


Из-за скандалов, связанных с прошлым и обвинениями в сексуальных домогательствах, Роман Полански не появляется на территории США уже долгие годы, а в 2018 году был исключен из Американской киноакадемии. Напомним, режиссер был арестован в 1977 году за незаконную половую связь с несовершеннолетней. Он согласился на сделку о признании вины и отсидел в тюрьме полтора месяца. Выйдя под залог и узнав, что ему готовится приличный срок, не дожидаясь приговора суда, Полански бежал из США в Великобританию. А позже, чтобы избежать экстрадиции, улетел во Францию. Впоследствии когда один из французских репортёров спросил его, каково это — быть беженцем, мэтр пожав плечами ответил: «Давно привык. Я был беженцем всю свою жизнь»

В сентябре 2009 года во время поездки на кинофестиваль в Цюрих, режиссёр был задержан швейцарской полицией по ордеру, выданному в США и датированному 1978 годом. Ввиду того, что Полански тогда признал свою вину и скрылся от суда, согласно американским законам, принцип давности на приговор не распространялся. Однако швейцарский суд в итоге отклонил запрос на экстрадицию и освободил его из-под ареста.

Роман Полански - мэтр мирового кинематографа.

Роман Полански - мэтр мирового кинематографа.


С тех пор не проходило и года как объявлялись одна за одной "жертвы насилия" Полански, обвиняя его во всех смертных грехах многолетней давности. И пресса, и СМИ, и конкуренты с большим воодушевлением раскручивали эти заявления, чтобы лишний раз уколоть, когда-то оступившегося режиссёра.

Р.S.


А сегодня на рубеже своего 90-летия Полански, невзирая на то, что слывет изгоем в современных кинематографических кругах, как и прежде, находит отдушину в своей работе. Уже в сентябре этого года анонсируется мировая премьера фильма "Отель «Палас»", которая состоится на Венецианском фестивале. Сценарий картины написал Роман Полански совместно с Ежи Сколимовским. Думается, фильм окажется очередным киношедевром мэтра мирового кинематографа.

Патриарху кинематографического клана, легенде Голливуда и единственному режиссеру в мире, удостоенному двух «Золотых пальмовых ветвей» и шести персональных «Оскаров» Фрэнсису Форду Копполе в следующем году исполнится 85 лет. В его жизни также были невероятные падения, которые не только не сломили, а сделали его сильнее.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








3667
11.08.2023 19:38
В закладки
Версия для печати




Смотрите также