Живопись   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0
Арт    





Хрупкие дамы в роскошных платьях, заброшенные сады, ироничные арлекины и галантные сценки - трудно поверить, что эти картины создал художник, работавший в век железа и пара. Эстет и мечтатель, потомственный дворянин Константин Сомов не любил передвижников, избежал опасностей русской революции и всю жизнь тосковал об утраченной эпохе.


Пейзаж кисти Сомова.

Пейзаж кисти Сомова.


Константин Сомов родился в 1869 году в именитой и обеспеченной дворянской семье. Отец его преподавал, переводил научные тексты, коллекционировал предметы искусства, а впоследствии работал в Эрмитаже, мать любила музыку – настолько, что Константин даже серьезно думал о карьере певца. В доме часто бывали гости – художники, философы, искусствоведы… Сама атмосфера, царившая в доме, располагала к занятиям искусством, все трое детей Сомовых – Саша, Костя и Аня – получили начальное музыкальное и художественное образование.

Работа Константина Сомова.

Работа Константина Сомова.


Некоторое время Сомов учился в престижной петербуржской гимназии Карла Мая, но вскоре родители забрали его оттуда – то ли по причине неуспеваемости по естественным наукам, то ли из-за слишком уж нежной дружбы с однокашником, будущим известным публицистом Дмитрием Философовым.

Работа Константина Сомова.

Работа Константина Сомова.


Однако в 1888 году Сомов без особых сложностей поступил в Академию художеств в Петербурге, а спустя шесть лет стал учеником мастерской Ильи Репина. Первая же выставка, где Сомов принимал участие, принесла ему успех. Его графические работы, выполненные углем и акварелью, привлекли внимание Бенуа, который убедил Дягилева немедленно приобрести две из них. Так Сомов приобрел «значение настоящего художника».

Графические работы Сомова.

Графические работы Сомова.


С Дягилевым у Сомова совсем не сложились приятельские отношения – к импрессарио был неравнодушен тот самый Дмитрий Философов, к тому же Сомову не нравились снобистские манеры и тщеславие Дягилева. Зато отлично сложились творческие – Сомов выполнял афиши, эскизы костюмов и декораций для «Русских сезонов».

Работы для театра.

Работы для театра.


Султанша.

Султанша.


Завершив обучение в России, он отправился в Париж, где два года учился в Академии Коларосси. Сомов был влюбчив – его захватывали мужчины (в числе его увлечений числились и музыкант Вальтер Нувель, и поэт Михаил Кузмин), женщины, образы и… эпохи. Именно в Париже он увлекся рококо с его утонченным эротизмом, хрупкостью, пастушками, арлекинами и фарфором.

В Париже Сомов влюбился в рококо.

В Париже Сомов влюбился в рококо.


Радуга.

Радуга.


Фарфор Дягилев не только коллекционировал, но и создавал – по его эскизу на Императорском фарфоровом заводе в России отливались изысканные статуэтки. Вернувшись в Сантк-Петербург и став одним из учредителей художественного объединения «Мир искусства», он начинает создавать графические работы и живописные полотна, посвященные потерянной эпохе.

Театральные образы.

Театральные образы.


Сомов был увлечен образами прошлого.

Сомов был увлечен образами прошлого.


Он воскресил давно забытые образы XVIII века.

Он воскресил давно забытые образы XVIII века.


Изящные фигурки в сложных нарядах, увлеченные беседой, танцами или флиртом на фоне заросших парков кочевали из одной работы Сомова в другую.

Работа Константина Сомова.

Работа Константина Сомова.


Галантные сценки с актерами итальянской комедии.

Галантные сценки с актерами итальянской комедии.


Театральные сценки.

Театральные сценки.


Портреты современников он также писал с отсылками к стилям прошедших веков.

Портреты поэта Михаила Кузмина и Сергея Дягилева.

Портреты поэта Михаила Кузмина и Сергея Дягилева.


Поэты прошлого и настоящего - Пушкин и Блок

Поэты прошлого и настоящего - Пушкин и Блок


Сомов отказывался считать передвижников новаторами, европейский модеренизм тоже не пришелся ему по душе.

Сомов считал эротизм основой искусства.

Сомов считал эротизм основой искусства.


Вдохновение он решил искать в историзме.

Спящая девушка.

Спящая девушка.


Спящая девушка.

Спящая девушка.


Спящая девушка.

Спящая девушка.


Он считал, что основа искусства – сексуальность, и в его творчестве она представлена весьма широко – от галантных сценок с Арлекино и Коломбиной к порнографическим, от ненавязчивой провокационности спящих красавиц к уверенному самолюбованию обнаженных спортсменов.

Работа Константина Сомова.

Работа Константина Сомова.


Обнаженный юноша.

Обнаженный юноша.


Серию женских портретов кисти Сомова называют «подругами» - он действительно умел тепло и доверительно дружить с женщинами, и утонченные образы современниц в старинных платьях раскрыты на холсте так, как может это сделать лишь очень близкий человек.

Женские портреты кисти Сомова.

Женские портреты кисти Сомова.


Первой из «подруг» стала «Дама в голубом», где изображена художника Елизавета Мартынова.

Дама в голубом.

Дама в голубом.


Облаченная в пышное платье декадентского синего цвета по моде 1830-х, бледная и встревоженная, она смотрит на зрителя – и сквозь него, погруженная в свои мысли. Елизавета Мартынова поступила в Академию художеств в первый же год после того, как женщины получили право обучаться там, вращалась в кругу петербуржской творческой богемы, но в возрасте тридцати шести лет умерла после продолжительной борьбы с туберкулезом. В проникнутом печалью портрете, написанном Сомовым, многим видится предчувствие ее трагической судьбы.

Натюрморт и женский портрет.

Натюрморт и женский портрет.


Сомов уделял много времени иллюстрации.

Элементы книжного оформления.

Элементы книжного оформления.


Начав с оформления обложек журнала «Мир искусства», он создал ряд выдающихся графических циклов для книг: «Граф Нулин» Пушкина, повести Гоголя «Нос» и «Невский проспект»…

Дафнис и Хлоя.

Дафнис и Хлоя.


Но, безусловно, самой знаменитой работой Сомова считается «Книга Маркизы». Сам он ее терпеть не мог и особенно презирал за популярность. Рокайльные иллюстрации к сборнику эротических новелл XVIII века, включавшему тексты полусотни авторов, называли при этом наивысшим достижением творчества Сомова, наполненным самим духом XVIII века – фривольным, бесстыдным и при этом инфантильным. «Книга Маркизы» неоднократно переиздавалась и с самого момента своего появления стала культовой для библиофилов.

Иллюстрация к Книге Маркизы.

Иллюстрация к Книге Маркизы.


Эротическая иллюстрация Сомова.

Эротическая иллюстрация Сомова.


Эротическая иллюстрация Сомова.

Эротическая иллюстрация Сомова.


«Лучше мне не мешаться и жить по-старому, как я жил» - писал Сомов после свержения династии Романовых. Революция пощадила Сомова, даже наоборот – он стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских, провел в Третьяковской галерее свою большую персональную выставку. Ему было уже за пятьдесят, когда в 1923 году он отправился в США в качестве уполномоченного «Русской выставки», с большим успехом провел ее и не вернулся в Россию.

Работы Константина Сомова.

Работы Константина Сомова.


Автопортрет. Боксер.

Автопортрет. Боксер.


Сомов вел дневники, где подробно описаны его творческие искания и душевные драмы. Известно, что он уехал вслед за своим давним постоянным партнером и натурщиком Мефодием Лукьяновым – Мифом. Миф сбежал из охваченной гражданской войной России, узнав, что болен туберкулезом – это продлило ему жизнь. Он поселился на ферме в Гранвилье, где разводил уток и кроликов, а Сомов купил квартиру в Париже, откуда нередко наведывался к возлюбленному в гости. Несколько лет они были безгранично счастливы, Миф шел на поправку, Сомов много и плодотворно работал, но в 1932 году разразилась катастрофа – у Мифа случилось резкое обострение заболевания. Сомов проводил ночи в молитвах у его постели, но все было напрасно. Их двадцатилетний союз, который не смогли поколебать ни разлука, ни измены, разрушила смерть.

Портрет Мефодия Лукьянова.

Портрет Мефодия Лукьянова.


Сомов пережил Мифа на семь лет, продолжая работать и выполнять заказы, и умер в 1939 году на руках у своего друга, коллекционера Михаила Брайкевича. Тот постарался собрать, систематизировать и сохранить творческое наследие Сомова, и во многом благодаря усилиям Брайкевича его работы можно найти во многих музеях России.

Живопись Константина Сомова.

Живопись Константина Сомова.


Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







4308
27.05.2019 20:15
В закладки
Версия для печати




Смотрите также