Современное искусство   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Удивительно, в начале XX века Санкт-Петербург считался городом унылым и бюрократичным – ничего общего с тем вдохновляющим образом, который влечет путешественников со всех концов страны. Своей современной репутацией город во многом обязан Анне Остроумовой-Лебедевой – художнице, открывшей его величественную красоту.


Автопортрет и одна из гравюр.

Автопортрет и одна из гравюр.


В ее гравюрах предстают бесконечные дали, сумрачное небо, Сенатская площадь, громады исторических построек, «Медный всадник» и соборы – все то, что сейчас считается «визитной карточкой» Петербурга. Архитектурный пейзаж, тем более выполненный в гравюре – необычная тема для художницы тех лет, и это было тем более неожиданно для тех, кто обманывался невинным и мягким обликом Анны. Невысокая, скромная женщина в пенсне (у нее с юности было плохое зрение), она казалась скорее чьей-то доброй тетушкой, а на деле обладала железным характером и бесконечным стремлением к самосовершенствованию.

Анна Остроумова-Лебедева.

Анна Остроумова-Лебедева.


Анна Остроумова родилась в 1871 году. Ее отец, Петр Остроумов, был тайным советником Синода Русской православной церкви, она получила отличное образование, но родителей беспокоила ее любовь к рисованию, не знавшая предела. В отличие от своих братьев и сестер, Анна с детских лет была хрупкой, болезненной и впечатлительной. Когда ей было пять лет, в доме случился пожар. Именно этим жутким детским переживанием врачи, да и она сама, объясняли склонность Анны к депрессии и возникновение пугающих галлюцинаций. Естественно, родители опасались, что занятия искусством еще сильнее расшатают ее нестабильную психику.

Вид на Неву.

Вид на Неву.


Ростральная колонна.

Ростральная колонна.


Но Анна всегда находила способы нарушать все существующие правила и запреты – например, в гимназии решила отказаться от использования твердых знаков, чем привела педагогов в полное замешательство. С другой стороны, родители стремились привить дочерям самостоятельность – они должны были обеспечивать себя сами, не надеясь на родителей или удачное замужество, – поэтому не слишком подавляли их свободолюбие и в целом поддерживали желание получать какую-то «нормальную» профессию.

Виды Петербурга.

Виды Петербурга.


Аллея в Царском селе.

Аллея в Царском селе.


Вопреки воле родителей, Анна поступила в Императорскую Академию художеств и с головой окунулась в беспокойную жизнь творческого Петербурга. Семья сложно приняла ее решение. Здоровье Анны оставляло желать лучшего, кроме того, она перенесла сложную влюбленность, разорвав отношения потому, что они мешали ей творить. Братья не нашли ничего лучше, чем заявить в один из ее приездов домой, что, будь она действительно одаренной, она бы так не уставала от занятий рисунком и живописью – ведь талантливому человеку все дается легко!

Академия художеств.

Академия художеств.


Фонтанка около Летнего сада.

Фонтанка около Летнего сада.


Анна не сдавалась. Она стремилась попасть в ученицы к Репину, но их отношения складывались не всегда удачно. Илья Ефимович порекомендовал амбициозной девушке отправиться в Париж, чтобы продолжить обучение: «Вот там во всем и разберетесь…».

Адмиралтейство под снегом.

Адмиралтейство под снегом.


Дворцовый мост.

Дворцовый мост.


Однако из числа парижских художников Анна выбрала Уистлера – представителя американского модерна, увлеченного японской гравюрой. Увидев наброски Анны, он пришел в ужас и обвинил ее в полной неграмотности, однако вскоре проникся к ней и просил сопровождать его на родину, где, по его словам, Анна «могла бы столькому научиться».

Баржа.

Баржа.


Мост.

Мост.


Колоннада Биржи и Петропавловская крепость.

Колоннада Биржи и Петропавловская крепость.


Отравление свинцовой краской, часто встречавшееся у художников, в случае Анны Остроумовой привело к обострению астмы и возникновению аллергической реакции на масляную краску. Художница пыталась отвлекаться на акварель. Вынужденный перерыв в любимом деле позволил ей мастерски освоить акварельную живопись. В дальнейшем она больше не занималась масляной живописью.

Акварели Анны Остроумовой.

Акварели Анны Остроумовой.


Акварели Анны Остроумовой.

Акварели Анны Остроумовой.


Акварели Анны Остроумовой.

Акварели Анны Остроумовой.


В начале XX века художница вошла в тесный круг мирискусников. С Сомовым она дружила еще в годы учебы в Академии . Он даже помогал ей с обустройством быта, ведь юная художница не имела не малейшего представления о жизни. В эти годы, работая над журналом «Мир искусства» и выпускаемыми обществом открытками, именно Анна Острумова положила начало новому этапу в развитии художественной гравюры. До того русская гравюра была, как правило, переложением для печати уже существующего живописного произведения. Анна же превратила гравюру в самостоятельное художественное явление.

Вид на Неву сквозь колонны Биржи.

Вид на Неву сквозь колонны Биржи.


Ростральная колонна под снегом.

Ростральная колонна под снегом.


Крюков канал.

Крюков канал.


Ее восхищала беспощадность гравюры, четкость и определенность ее линий – никаких туманностей, никаких колебаний. Она была настоящей «мирискусницей» с необычным, острым, но полным любования взглядом на мир, мастерски владела линией и композицией.

Вид Петербурга.

Вид Петербурга.


В 1905 году Анна вышла замуж за своего двоюродного брата Сергея Лебедева, который ради этого брака развелся с женой. Он и сам был человеком выдающимся – известный химик, изобретатель синтетического каучука. Их брак был счастливым и творчески плодотворным последующие тридцать лет – до смерти Сергея от сыпного тифа.

Нева ранним утром.

Нева ранним утром.


Исаакиевский собор в тумане.

Исаакиевский собор в тумане.


Вид на Тучков мост.

Вид на Тучков мост.


Анна Остроумова-Лебедева отказалась покинуть город во время блокады и продолжала работать даже в самые страшные и тяжелые дни. Почти маниакально художница создавала все новые гравюры, словно стремясь поддержать свой любимый город, вновь и вновь говорить ему слова любви… Когда не было сил работать, Анна записывала воспоминания – еще с юности дневниковые записи были для нее способом удержаться в действительности, не поддаваться нахлынувшей тьме.

Вид Невы.

Вид Невы.


Исаакиевский собор в тумане.

Исаакиевский собор в тумане.


У хрупкой, болезненной Анны был железный стержень. Несмотря на учащавшиеся приступы астмы и стремительно ухудшавшееся зрение, она не оставляла работу и преподавание – у нее появились ученики и последователи. Она прожила восемьдесят три года и, помимо множества живописных произведений, гравюр по впечатлениям от поездок по России и за ее пределы, создала восемьдесят пять работ, посвященных Петербургу.

Весенний мотив.

Весенний мотив.


Ленинград. Летний сад зимой.

Ленинград. Летний сад зимой.


Она работала над видами Петербурга больше пятидесяти лет. Сперва – идиллические виды Павловска, затем мощный, торжественный Петербург, затем – революционный Петроград, индустриальный, социалистический Ленинград…

Виды Ленинграда.

Виды Ленинграда.


В каждой ипостаси родного города она находила красоту – ритм деревьев, тонкие оттенки белых ночей, бесконечная перспектива, мощь и лиричность, нежность и сила. На протяжении сотни лет мы видим Петербург глазами Анны Остроумовой-Лебедевой.

Гравюра Анны Остроумовой-Лебедевой.

Гравюра Анны Остроумовой-Лебедевой.


Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








20083
20.10.2019 22:35
В закладки
Версия для печати




Смотрите также